В современном образовательном пространстве, особенно детских образовательных учреждений, в которых все окружающее ребенка является средством развития и образования, именуемое образовательной средой, существует огромный выбор средств дошкольной педагогики. Рассмотрим некоторые из них.
Средства дошкольной педагогики используются для различных возрастных групп.
В младшей, ясельной, группах используются средства народной педагогики: потешки, пестушки во время умывания, одевания, причёсывания, подъёма – эти приемы бодрят малышей. Пальчиковые игры помогают установить контакт с детьми. А сказки – передать социальный опыт правил поведения.
Для детей до 4-х лет некоторые опытные воспитатели рекомендуют кумулятивные (с многократными повторениями эпизодов и небольшой их вариацией) сказки.
Существует методика инсценировки сказок с учетом возрастных особенностей: например, вовремя закончить игру, позволить детям по окончании игры продолжить ее самостоятельно, дать развиваться событиям не по сценарию, вернуть в пространство сказки и т.д.
Особенностью этой методики является подход к инсценировке как игре, в которую играют дети, находясь в игровом и сюжетном пространстве сказки, при этом получая знания о сложных для детского понимания величинах: число, время и т.д.
В сказке вдруг оказывается, что время движется назад, дошколята задумываются, как быть: спешить на помощь или спасаться самим? Принимают решение помочь.
Колыбельные перед сном успокаивают. Вождение хороводов, подвижные игры помогают сплотиться, влиться в коллектив, способствуют социализации. Ритмичность фольклорных произведений облегчает привыкание, или адаптацию ребенка к ДОУ, когда ребёнок испытывает «тоску по дому», а также вовлекает в игровую сказочную деятельность.
Ведущим средством для младшего возраста может быть прогулка в различное время года, питая познавательный интерес малышей (наблюдения за изменениями вокруг: смена листвы, отлет птиц, снег, кормушки, таяние снега, почки, игры в песочнице).
Сказка является универсальным средством развития и образования. С ее помощью возможна организация игрового и познавательного пространства в группе. При этом воспитатель может выступать в роли психолога, вовремя позволяя осознать ребенку мотивацию поступков героев и собственных решений относительно происходящих событий.
Для детей среднего дошкольного возраста наиболее эффективно используются волшебные сказки. На их основе инсценировки позволяют развивать следующие умения: сенсорное развитие восприятия формы, поисковое мышление, счет, соотношение нарисованных значков, их смысла и выстраивание определённой логики.
Знание числовых значений позволит выбраться из лабиринта. С помощью загадок-задач решаются социально-значимые действия: в результате решения появляется помощник и т.п.
Дошкольники средней группы в сказке с вопросом о времени догадываются, что нужно быстро все сделать, чтобы не уменьшиться и не пропасть, ведь если время движется назад, то и все предметы растут в обратную сторону.
Таким образом, для детей 5 лет сенситивным моментом будут средства, подготавливающие к чтению и счету.
Фантастические и реалистические сказки выступают в роли развивающе-познавательного средства для шестилеток.
Это могут быть сказки-былички, былины, трудовые сказки, а также волшебные сказки. В сказке для ребенка любое действие, функция, предмет, ранее обыденный, в игровой форме становится чем-то необыкновенным, чудесным, особо ценным.
В старшем дошкольном возрасте актуально усвоение нравственных норм поведения в современном обществе.
В связи с жестокостью, агрессивностью и равнодушием современных маленьких детей средства нравственного воспитания наиболее востребованы. В связи с этим некоторые исследователи предлагают объединить ранее имеющиеся в науке подходы: когнитивный (познание через мышление), эмоциональный (формирование через переживание) и деятельный (развитие через активное действие).
Согласно этим подходам можно выделить средства нравственного воспитания:
Еще одним средством воспитательного воздействия можно назвать специально созданные ситуации:
Для старших дошкольников ведущим средством воспитания может быть литература, так как на ее основе ребенку проще понять причинно-следственные связи событий, мотивов, поступков героев. В то время как отдельные отрезки реальной действительности дошколенку еще сложно понять и охватить их шире.
Еще одним средством развития дошкольников являются экскурсии и походы.
Безусловно, традиционным средством дошкольной педагогики является рисунок. В старших группах они получаются наиболее насыщенными.
Таким образом, ведущими средствами дошкольной педагогики являются игра, инсценировки, анализ сказок и художественных произведений, призванные решать образовательно-развивающие познавательные универсальные учебные действия.