Современные педагогические технологии в вузе


Современные педагогические технологии в вузе

Современные тенденции в образовании, реформы, переход на двухуровневую систему образования предполагают новые цели образования в вузе, что в свою очередь определяет выбор педагогической технологии обучения.

Замечание 1

Современной целью образования в вузе является получение конкурентоспособного специалиста, обладающего набором знаний и навыков, способствующих решению профессиональных задач.

Понятие педагогической технологии в науке относительно новое и определено недостаточно четко.

Определение 1

Анализ различных подходов позволяет определить педагогическую технологию как систему действий преподавателя для решения образовательных и воспитательных задач.

Структура педагогической технологии:

  • концепция,
  • содержание,
  • процесс (формы и методы деятельности педагога и обучающихся).

Классификации педагогических технологий

Некоторые авторы выделяют три технологии формирования компетенций: модульная, кейсовая (метод заданий), социальная (метод взаимодействия).

Существует классификация технологий по конечному результату: иллюстративная, проблемная, развивающая, модульная.

Новейшие технологии можно классифицировать, как: интерактивные, дистанционные, инновационные.

Приведем еще 4 типа классификаций педагогических технологий:

  • на основе психологических особенностей личности: информационные, эмоциональные, нравственные, саморазвития, эвристические;
  • на основе особенностей содержания: обучающие, воспитывающие, гуманитарные, технические, светские, религиозные;
  • на основе типа управления обучающимися: неконтролируемая, контролируемая, автоматизированная, фронтальная, индивидуальная;
  • на основе стиля управления: авторитарная дидактическая, личностно-ориентированная (сотрудничества, свободного воспитания).

Примеры технологий, применяемых в вузе

Основными формами ведения занятий в вузе являются лекции и семинары. В соответствии с личностно-ориентированным подходом данные формы преобразуются новейшими педагогическими технологиями.

Так, в основе традиционной лекции были активная деятельность преподавателя и отражающая деятельность студента.

В современных условиях преподаватель организует лекционное занятие иначе, когда познавательная деятельность обучающихся становится активной.

Этому способствуют следующие формы лекций:

  • Коуч-лекция: студенты заранее готовят вопросы по новому материалу, на которые преподаватель отвечает, предлагая дополнительную информацию или задания по ее поиску.
  • Проблемная лекция: преподаватель с опорой на усвоенные знания ставит задачу-проблему, которую в ходе лекции студенты решают. Это возможно сделать по группам, решая одновременно несколько проблем, раскрывая их решение в конце лекции, содействуя тем самым социализации обучающихся.
  • Лекции-провокации: преподаватель в начале занятия сообщает о необходимости обнаружения ошибок, возникающих в ходе занятия. Студенты в конце лекции обсуждают их с педагогом, а затем соотносят найденные с электронным эталоном. Отмечается студент, нашедший все ошибки.
  • Лекция-диспут или конференция: два или несколько преподавателей (интеллектуально и эмоционально подходящих друг другу) организуют диспут на глазах студентов, обучая их правилам ведения научной дискуссии, вводя новый проблемный материал (если преподаватели – специалисты в одной области) Если же они специализируются в разных областях, то лекция проходит в формате конференции, и тогда педагоги дополняют сведения друг друга.
Пример 1

Так, обсуждая проблемы перевода с английского языка на русский язык произведения какого-либо конкретного автора, один преподаватель передаёт эстафету второму для рассказа о самом писателе и особенностях его творчества.

Семинары в традиционной форме проводятся в виде подготовленных докладов студентов, когда остальная группа пассивно слушает или задаёт вопросы.

Новейшие формы проведения семинаров:

  • круглый стол, когда проблема выносится на обсуждение всей группы с соответствующей расстановкой стульев,
  • диспут, когда студенты отстаивают, аргументируя одну или несколько точек зрения,
  • ащита проектов, которые выполняются в течение определённого периода времени с исследовательской проблематикой и представляются в виде созданного продукта,
  • в форме дидактической игры,
  • в форме кластера,
  • в форме мозгового штурма на основе изученного материала и готовностью его критики,
  • ролевые игры с целью обсуждения и осмысления изученного материала.

Дистанционное обучение как педагогическая технология в вузе

Развитие ИКТ привело к активному использованию их в обучении.

Постепенное их внедрение в вузе показывает успешный опыт в различных формах обучения: очной, заочной, очно-заочной.

Основным преимуществом данной технологии является соответствие индивидуальному темпу усвоения материала студентом.

На интернет-площадке, чаще всего Moodle, создается несколько модулей: «Лекции», «Тесты», «Тетрадь», «Чат» и т.п.

Раз в неделю преподаватель выкладывает лекции, некоторые с эффектом опережения. Такая форма работы позволяет студенту возвращаться к лекциям и дополнительно их прорабатывать.

В тетради студент делает краткие конспекты лекций, выполняет задания, отвечает на вопросы, дает рефлексирующие ответы по усвоению лекционного материала.

Выполнение теста после каждой лекции фиксируется в системе: время, количество попыток, количество ошибок.

Все это позволяет преподавателю очно или в режиме чата акцентировать внимание на непонятых темах. Достоинством данной системы является ее прозрачность.

Чат может использоваться для онлайн-консультаций.

Замечание 2

Таким образом, современные педагогические технологии в вузе ориентированы на современные требования к подходу в обучении, согласно Болонскому процессу, подразумевающему личностно-значимое обучение, деятельностный подход с формированием активной позиции,приверженность принципами непрерывного образования.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :