Современные образовательные технологии в школе – это совокупность некоторых действий педагога, которые направляются на достижение поставленной цели в рамках выбранного им метода.
Актуальность их заключается в следующих обстоятельствах:
В педагогике приведено несколько определений понятия «образовательная технология». Если все их проанализировать и суммировать, то можно сформулировать следующее наиболее общее определение: современные образовательные технологии в школе – это некоторая совместная работа учителя с учениками, направленная на проектирование и корректирование образовательной деятельности с целью достижения поставленной цели.
Выделяют несколько наиболее распространенных образовательных технологий для работы в школе:
Игровые технологии – представляют собой эффективное средство для организации процесса взаимодействия учителя с учащимися на уроке, возникшее еще в древности. В процессе такого взаимодействия дети играют и вместе с этим обучаются, что вызывает у них больший интерес. В результате дети приобретают привычку самостоятельной работы, внимательно слушают, мыслят и запоминают. Ученики проявляют фантазию и легко развивают свои навыки, что не вызывает затруднений при усвоении учебного материала.
В результате использования метода игрового обучения можно достичь следующих целей:
Метод проектов – сформировался в первой половине ХХ века и направлен на формирование у учеников интереса к определенным учебным проблемам, стимуляцию у них критического мышления. Данный метод нацелен на развитие у детей самостоятельности. Они сами планируют, организовывают и оценивают свою деятельность, работая как самостоятельно, так и в группах.
Метод обучения в сотрудничестве – предполагает исключительно коллективный способ организации учебного процесса. Дети работают парами или группами, используя разнообразные средства обучения. Результатом такой деятельности выступает тренировка памяти, развитие логического мышления, работа в индивидуальном темпе, систематизация полученных знаний, готовность взять на себя ответственность за всю группу.
Дифференцированный метод обучения – подразумевает реализацию личностно-ориентированного индивидуального подхода к ученикам, когда основная задача – это раскрытие способностей каждого ученика.
Тестовые технологии – применяют преимущественно для учащихся среднего и старшего звена, то есть с 5 класса, а особенно широко в 9 и 11 классах. Направлена данная технология на выявление итогового уровня знаний. Вид обучения такого рода ориентирован преимущественно на устное выполнение заданий, начиная с наиболее простых и до сложных.
Информационные технологии – представлены целым спектром компьютерных возможностей и использованием иных технических средств на уроках в средней школе. На сегодняшний день наиболее широко используют мультимедийные презентации, как на этапе объяснения учителем нового материала, так и учениками для демонстрации своих разработок, выводов и творческих работ на какую-то выбранную тему.
Кейс-технологии объединяют в себе одновременно ролевые игры, метод проектов, а также ситуативный анализ. Кейс технологии противопоставляют таким типам работы, как повторение материала за учителем, ответы на вопросы педагога, пересказ параграфа учебника и пр. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач, так как у задач, как правило, только один правильный путь рассуждений и одно решение. У кейсов же может быть несколько решений и масса альтернативных путей, которые могут к ним привести.
В кейс-технологии производят анализ реальной ситуации, то есть каких-либо вводных данных, описание которых одновременно отражает не только какую-то одну практическую проблему, а также актуализирует определенный комплекс знаний, необходимых для усвоения при решении рассматриваемой проблемы.
Кейс-технология – это не простое повторение материала за учителем или пересказ учебного материала, не ответ на вопрос учителя, это анализ рассматриваемой ситуации, который заставляет поднимать полученные знания и применять их на практике.
Данная технология помогает повышать интерес учеников к изучаемому предмету, развивая у учащихся социальную активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
Необходимо отметить, что все обозначенные выше технологии непосредственно связаны между собой, и учитель имеет возможность комбинировать их, создавая свой уникальный метод преподавания.
Таким образом, современные образовательные технологии в школе помогают повышать эффективность учебного процесса, воспитывать полноценную, разносторонне развитую личность и решать ряд других задач, стоящих перед образовательным учреждением в современном обществе.