Сенсорная интеграция в логопедии


Сенсорная интеграция в логопедии

Взаимосвязь сенсорной интеграции и речевого развития

Нормальное развитие ребенка обеспечивается посредством его возможности воспринимать, обрабатывать и закреплять информационные данные, поступающие из окружающего мир. Информация принимается органами чувств и доносится до нужных отделов коры головного мозга, которая продолжает ее обработку и обеспечивает сохранность.

Замечание 1

Сенсорная интеграция представляет собой обработку принимаемых органами чувств впечатлений, их структуризация и регламентация в виде информационных данных с целью последующего реагирования на них. Информация, поступающая из внешних источников, доходит до головного мозга и преобразуется в знания об объектах, предметах и явлениях. Эти знания дают представления о многих вещах, их структуре и специфических свойствах, тем самым, давая организму сигнал об опасности или полезности того или иного объекта и особенностях его функционирования. От правильности и эффективности действия сенсорных систем организма зависит количество важной и полезной информации, принимаемой мозгом и дача большего числа адекватных ответов и реакций.

Наличие сенсорной интеграции позволяет адекватно и своевременно реагировать на события, в которые попадает человек и осознанно действовать в них. Таким образом происходит формирование фундамента для обучения и социализации личности.

Замечание 2

Сенсорная интеграция происходит посредством взаимодействия всех органов чувств одновременно. Она начинает развиваться еще с первых дней внутриутробной жизни плода и находится в активной фазе развития до школьного этапа. Первые годы жизни характеризуются поэтапным развитием ребенка. Этапы абсолютно идентичные для всех детей, отличаются только их темпы протекания, длительность и частота. Вся деятельность человека базируется на развитии сенсорной интеграции.

Дошкольный этап развития ребенка играет особую роль в развитии сенсорной интеграции. Это связано с тем, что в этот период мозг оказывается на пике восприимчивости к разного рода ощущениям и их обработке. Это приводит к развитию активности детей, их энергетическому буму и достаточно быстрому и простому приобретению новых навыков и умений.

Развитие сенсорной интеграции происходит посредством правильной и нормальной работы всех органов чувств. Эффективность интеллектуального обучения, физического воспитания, речевого развития обусловлена уровнем сенсорного развития ребенка. Если ребенок слышит, видит, осязает объекты, способен преобразовывать и управлять полученной информацией и выражать знания, посредством речи, то эффективность процесса обучения и воспитания будет максимальной.

В раннем возрасте происходит развитие детской деятельности посредством применения сенсорных стимулов. Деятельность детей организуется таким образом, чтобы они были заинтересованы в познании, развитии творческих способности и мотивированы к речевому овладению.

Любое понятие фиксируется и сохраняется в памяти ребенка, только после того как он прочувствовал его визуально, услышал, потрогал, попробовал на вкус. Сенсорная связь формируется в головном мозге только после чувственного восприятия. Обработанная информация выражается в виде реакции на ситуацию, событие, явление, процесс, выраженную с помощью речи.

Нарушение сенсорной интеграции и коррекционная работа логопеда

Отклонения в нормальном функционировании сенсорных процессов организма могут возникнуть в любом возрасте. Статистические данные свидетельствуют о ранних проявлениях нарушения сенсорной интеграции. К примеру, ребенок начал переворачиваться, ползать, садиться позднее своих сверстников может говорить о сенсорных сбоях.

Основными симптомами нарушения сенсорной интеграции являются следующие:

  • Отклонения в уровне развития двигательной активности, как в сторону повышения, так и в сторону снижения;
  • Сбои в работе мышечного тонуса;
  • Нарушение координации движения;
  • Неловкость, неповоротливость в движениях;
  • Проявление импульсивности;
  • Неспособность сконцентрироваться;
  • Быстрая утомляемость;
  • Сложность в установлении социальных коммуникаций, нежелания и неприятие их;
  • Торможение в речевом развитии;
  • Затруднения в учебно-воспитательном воздействии;
  • Невозможность организовать и спланировать свою деятельность.
Замечание 3

Чтобы исправить отклонения в развитии сенсорной интеграции требуется усиление и балансировка сенсорных стимулов центральной нервной системы.

Методы сенсорной интеграции активно вводятся в логопедическую деятельность, что связано с ростом числа детей в коррекционных группах, имеющих сложные отклонения в речевом развитии, обусловленные высокой чувствительностью, недостаточной развитостью нервной системы, эмоциональной неустойчивостью, низкой степенью развития внимания и памяти.

Применение логопедической терапии с элементами сенсорного развития способствует повышению мотивации к занятиям, упражнения становятся для детей более увлекательными, познавательными и яркими.

Применение метода сенсорной интеграции логопедом предусматривает стимуляцию функционирования всех органов чувств, с целью активизации познавательных процессов, всестороннего речевого развития и исправления поведения через сенсорику.

Замечание 4

Коррекционная логопедическая терапия направлена на автоматизацию поставленного звука. Если брать во внимание методику сенсорной интеграции, то автоматизация и разделения звуков в слогах может быть проведена при помощи игровой терапии, связанной с цветовым восприятием. Детям предлагается шагать по ступенькам, клеткам, полосам определенного цвета, выполнить постукивание по конкретным цветам с произнесением слогов или прыжки через нарисованные фигуры, различных цветов.

Помимо этого, применяется большое количество игр, направленных на тренировку зрительного восприятия. Они способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, расширяют словарный запас. В работе логопеда используются разнообразные сенсорные пособия, помогающие отвлечь, снять напряжение и заинтересовать ребенка в выполнении упражнений. Они благотворно сказываются на развитии психических и речевых процессов.

Развитие слухового восприятия играет не менее значимую роль. Оно начинается с формирования слухового внимания и ведет к пониманию смысла речи, посредством анализа ее звуков. Слуховое восприятие развивается в двух направлениях:

  1. Восприятие речевых звуков – фонематический слух.
  2. Восприятие неречевых звуков – разного рода шумов.

Подбираются специальные игры, которые помогают действовать в зависимости от звукового сигнала.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :