Рефлексия в педагогике


Рефлексия в педагогике

Подходы к понятию рефлексии

Впервые понятие рефлексии было раскрыто представителями философской науки. Это явление толковалось как процесс понимания человеком того, что происходит в его сознании.

В рамках интроспективной психологии рефлексия рассматривалась как источник знаний человека о своем внутреннем мире, который не имеет связей с чувственным познанием.

Обобщая подходы к пониманию феномена рефлексии, А. Огурцов определяет наличие двух основных традиций: философско-гносеологической и герменевтико-экзистенциальной.

В философско-гносеологической традиции рефлексия рассматривается как «мышление о мышлении», которое сделало объектом познания самого себя. Герменевтико-экзистенциальный подход анализирует механизмы и способы функционирования рефлексии в контексте общения как процесс понимания себя и другого, формирование образов своего и чужого «Я».

Следовательно, понятие рефлексии рассматривалось представителями психологической науки в связи с изучением достаточно широкого круга психических явлений. Так, рефлексия определялась как: объяснительный принцип развития познавательных процессов, механизм самосознания, специфический вид познания, уровень иерархически организованного мышления и механизм саморазвития личности, возникновения новой деятельности, процесс создания виртуальных миров и условие достижения свободы личности, метасистемный уровень организации психики, на котором она становится сама для себя предметом собственной регуляции.

Обзор подходов к пониманию явления рефлексии в психологической науке позволяет осуществить многие обобщения.

Замечание 1

Так, рефлексия рассматривается как функция сознания, направленная на самопознание определенных препятствий, возникающих в предметной деятельности, социально-психологическом взаимодействии или проблемной ситуации. Эта функция активируется в результате обострения внутренних и внешних противоречий, при наличии когнитивного конфликта и обеспечивает изменение позиции личности к себе как субъекту познания, деятельности и общения.

Продуктом рефлексии является поиск и создание личностью новых смыслов, ценностей как составляющих самосознания личности, которые существенно меняют его отношение к себе, к другим и предметной ситуации. Результатом рефлексии является личностное развитие, формирование субъектности как творческого отношения к жизненному пути.

Сущность педагогической рефлексии

Обращаясь к позиции рефлексии непосредственно в педагогической науке, тесно связанной с психологией, стоит указать на неоднозначность понимания онтологических аспектов рефлексии самого педагога в теоретико-прикладных исследованиях.

С позиции метаподхода к пониманию природы педагогической деятельности, рефлексия и рефлексивные процессы включены во все ее компоненты. Они сказываются в разработке предметного содержания деятельности учащихся, потребность которой заключается, с одной стороны, в определении содержания учебного материала, с другой – отражении возрастных и индивидуальных особенностей его восприятия и усвоения учащимися; построении форм совместной деятельности во время освоения основных дидактических задач; осознания педагогом собственной деятельности, когда сама деятельность выступает для него как специальный предмет анализа, осмысления и оценки.

Замечание 2

Необходимость рефлексивного отношения к собственной деятельности вызвана тем, что индивидуальная деятельность учителя приобретает результативность только в общей системе учебно-воспитательной работы школы как социального института. Педагогическая рефлексия учителя обеспечивает как объективацию собственного опыта, так и понимание опыта других.

Таким образом, аналитический обзор взглядов на сущность рефлексии в педагогической деятельности показывает неоднозначность понимания ее содержания, функций, феноменологии. Несоответствие в оценках рефлексии является следствием различных теоретических моделей структуры педагогической деятельности и личности учителя.

Так, рефлексия понимается как:

  1. отдельное свойство личности;
  2. педагогическое умение;
  3. функциональный компонент педагогической деятельности;
  4. проявление профессионального самосознания педагога;
  5. принцип организации педагогической деятельности как цель деятельности.

## Элементы и функции рефлексии в педагогике

Исходной позицией для рассмотрения педагогической рефлексии является понимание сущности педагогической деятельности как кооперации деятельностей субъектов учебно-воспитательного процесса, результатом которой является становление их субъектности (С. Рубинштейн).

С. Рубинштейн

Рисунок 1. С. Рубинштейн

Центральным элементом кооперации деятельности субъектов педагогического процесса является социально- психологическое взаимодействие как система взаимонаправленных действий, порождающих их взаимосвязи, общие переживания, что вызывают изменения в позициях, установках, когнитивных образованиях и поведенческой активности. Содержательная составляющая этого взаимодействия обнаруживает систему отношений участников к учебно-воспитательному процессу как социально заданной деятельности, осуществляемой в определенном социокультурном контексте. Она сказывается в рефлексивных позициях.

Главная роль в организации взаимодействия в педагогической ситуации принадлежит педагогу.

В широком смысле педагогическая рефлексия учителя – система культурно-мыслительных процессов, обеспечивающих функционирование профессионального самосознания, реализацию целей обучения, воспитания в системе педагогического взаимодействия.

Педагогическая рефлексия проявляется в рефлексивных позициях как состояниях самосознания, направленных на отражение собственных действий, переживаний и действий, а также переживаний других субъектов педагогического взаимодействия. Эти состояния связаны с наличием когнитивного конфликта или острого противоречия, которое делает невозможным реализацию педагогических целей имеющимися способами и знаниями.

Функция рефлексии в таком случае заключается в переосмыслении педагогом своих стратегий и приемов педагогического взаимодействия. Результатом этого переосмысления является не только выбор субъективно новых технологических приемов педагогического взаимодействия, но и изменение отношения как к ученикам, так и к собственной личности.

Определение 1

Следовательно, рефлексия учителя является своеобразным инструментом для определения ограничений в проявлении «самостоятельности» учителя в системе профессиональной деятельности. Другими словами, функция рефлексии – в стимуляции процесса профессиональной идентичности личности учителя. С помощью рефлексии учитель имеет возможность не только понять пределы собственного профессионального опыта, но и определить его ценность для себя и для педагогического сообщества.

Рефлексивные процессы обеспечивают интеграцию субъектных пространств бытия личности учителя как субъекта деятельности, отношений и познания, обусловливают целостность профессионального «Я», способствуют становлению профессионального самосознания.

В ситуациях, которые имеют существенные препятствия в реализации профессиональных задач, рефлексия обеспечивает поиск нового смысла и формирование новых ценностей, позволяющих преодолевать профессиональные деформации, способствует формированию новых субъектных качеств педагога, являясь фактором профессионального развития.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :