Логопедия представляет собой науку, занимающуюся изучением речевых нарушений, их причин и разработкой методов и технологий коррекции этих нарушений.
Как научное знание, логопедия занимается исследованием причин, механизмов, симптомов, прохождением и структурным построением речевых дефектов, а также разработкой новых, актуальных, современных коррекционных методов воздействия, направленных на борьбу с речевыми нарушениями.
Предметом исследования логопедии являются речевые нарушения и процесс обучения и воспитания лиц с дефектами речевого развития. Объектом научного исследования логопедии выступает человек, имеющий дефекты речевого развития.
В своих исследования, логопедия опирается на научные теории других наук, занимающихся изучением речевых отклонений. Логопедия исследует речевые нарушения с позиции предостережения и преодоления специальными способами и средствами обучения и воспитания. Логопедия является отраслью специальной педагогики, а потому опирается на ее основные концепции и направления.
Логопедия нацелена на создание системы обучения, которая будет иметь научное обоснование и способствовать коррекции и профилактике речевых нарушений. Логопедическая наука выделилась в отдельную отрасль специальной педагогике и представляет собой сложный и многогранный системный процесс, состоящий из отдельных взаимосвязанных элементов и имеющих общие принципы функционирования.
Структура логопедии представлена тремя уровнями:
Каждый уровень имеет определенные цели, задачи, принципы и методы организации коррекционной работы.
Являясь самостоятельным научным знанием, логопедия опирается на специфические принципы, присущие только этому разделу научного знания, но при этом, она является отраслью специальной педагогики, а потому базируется и на общедидактических принципах организации.
Основными принципами логопедии являются:
Дошкольная логопедия получила широкое распространение и практическое применение. Она занимается исследованием речевых дисфункций у детей раннего возраста и корректировкой, имеющихся речевых нарушений.
Основными задачами дошкольной логопедии являются:
Чтобы поставленные задачи были достигнуты требуется реализовать следующие направления логопедической работы:
Дошкольная педагогика занимается исследованием различных видов речевых нарушений, обусловленных врожденными дефектами и сторонними внешними факторами. Коррекционно-развивающая гимнастика разрабатывается исходя из видов речевых нарушений и с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей развития детей дошкольного возраста. Дошкольная педагогика включает в себя коррекционные занятия, направленные на исправление устной речи.
Школьная логопедия занимается изучением влияния речевых нарушений на усвоения русского языка и разрабатывает коррекционные методы воздействия, ориентированные на преодоление проблем в изучении и устранение речевых дисфункций. Школьная логопедия занимается коррекцией не только устной речи, но и письменной. Иными словами происходит коррекция логопедических ошибок чтения и письма. Первоначально производится диагностика обучающихся и формируются группы, по видам нарушений, а затем происходит групповая работа по устранению речевых дефектов.
Основными направлениями школьной логопедии являются:
Предупреждение и профилактика устных и письменных речевых дефектов; Развитие основных психических процессов; Работа с артикуляционным и фонетическим аппаратом; Развитие фонематического слуха и восприятия; Разделение звуков и букв в письменной речи; Установление связи между звуком и буквой; Формирование и расширение словарного запаса; Грамматическая работа; Развитие навыков связной устной и письменной речи; * Доведение навыков чтения и письма до автоматизма.