Социальная педагогика – это составной компонент педагогической науки, занимающийся исследованием влияния окружающего мира и общества на воспитательный и образовательный процессы. Социальная педагогика занимается созданием системы мероприятий, направленных на переориентацию воспитательного процесса личности, с учетом существующих условий общественного развития.
Социальная педагогика развивалась как научное знание с древнейших времен. В ее формировании и развитии можно выделить несколько этапов.
Педагогическая наука оформилась в самостоятельную научную область только в XVII в. Ее история уходит корнями в далекое прошлое, когда она еще была составным элементом философского учения.
Что касается выделения социальной педагогики в самостоятельную отрасль, то это произошло только в конце XIX в. В развитии этого научного направления можно выделить несколько основных стадий развития:
Современные условия социально-экономического развития оказывают определенное воздействие на развитие научных теорий социальной педагогики. Наука развивается в тесной взаимосвязи с другими научными концепциями: психологическими, анатомическими, биологическими, физиологическими, историческими и социологическими. Для каждой науки, взаимодействие с социальной педагогикой обеспечивает формирование в их теориях отдельных направлений, характеризующихся социальной направленностью:
Человеческие проблемы, вопросы воспитания и образования становятся особенно актуальными в период научно-технического прогресса. Необходимость создания условий для социального воспитания является одной из приоритетных проблем современности.
Социальная педагогика развивается быстрыми темпами, в ней формируются новые идеи, складывающиеся под воздействием других научных знаний и их сотрудничества. Это приводит к оформлению новых концепций, связанных с социально развитой личностью.
Научно-технический прогресс оказал значимое влияние на научные исследования. Социальная педагогика все больше обращается к имеющемуся историческому опыту развития и анализу накопленного наследия в новом ключе. Истории науки уделяется все большее внимание, приходит понимание того, что наука не может существовать и прогрессировать без рассмотрения ее исторического развития.
На сегодняшний день, социальная педагогика является перспективной наукой, которая непрерывно развивается и признается в качестве самостоятельного учения во всем мире.
Если рассмотреть развитие социальной педагогики в России, то сейчас, она как раз-таки только начинает свое подлинное развитие. Реальное развитие социальной педагогики в России началось только в 1990 году. На современном этапе, наука развивается, опираясь на зарубежный опыт и расширяя свой спектр исследований за счет других сфер знаний. Роль науки непрерывно растет и значимость теоретических концепций социальной педагогики возрастает. В этой связи функциональное значение науки расширяется. Ее влияние на учебно-воспитательный процесс огромно. Наука выполняет воспитательную, информационную и консультативную функции, обеспечивает поддержку организации воспитательных и образовательных мероприятий.