Корни развития педагогической науки уходят в глубокую древность. Первоначальное развитие отечественная педагогика получила в Киевской Руси, когда воспитательный процесс опирался на жития святых. Важную роль на развитие воспитание оказало учение Владимира Мономаха. Учебно-воспитательный процесс имел религиозную направленность. О воспитательных и образовательных программах того времени практически ничего не известно. Основу жизни составлял труд, поэтому в воспитании главная роль отводилась развитию трудовых навыков и привитию трудолюбия.
Воспитание основывалось на устном народном творчестве, передачи былин, преданий, сказаний, колыбельных, песен между поколениями. С помощью этих простых народных сказаний, усваивались нравственные нормы и ценности. Эстетический мир ребенка формировался на базе нравственного смысла этих произведений.
На воспитание оказывали значительное воздействие христианские учения. Развитие письменности привело к распространению книг святого писания, нравственных поучений и светских сочинений.
Немного позднее в 14-16 веках, когда произошло экономическое развитие страны, система образования не претерпела особых изменений. Стали выпускаться первые учебные пособия, но образовательный процесс по-прежнему носил религиозный характер, обучение проходило при монастырях и храмах.
Основными деятелями, занимавшимися исследованиями в области педагогики Древней Руси были:
Древняя Русь характеризовалась высоким уровнем грамотности во всех слоях населения.
Антон Семенович Макаренко был одним из педагогов, внесших значимый вклад в развитие отечественной педагогики. Его научная деятельность строилась во взаимосвязи с практической воспитательной работой. Этим педагогом была разработана система воспитания, отвечающая целям устройства нового общества. Педагогом создана теория коллективного воспитания, в качестве формы педагогического процесса. Им были исследованы вопросы коллективного воспитания, формирования дисциплины в воспитании, разработке традиций ведения воспитательного процесса. Основной задачей воспитательного процесса, педагог называл коллективное сотрудничество. Только в тесной взаимосвязи с коллективом возможно достичь успехов в развитии основных качеств личности.
Труды Макаренко базировались на идеях о воздействии социальной среды, организации труда и досуга на развитие нравственных качеств личности, формирование мировоззрения.
Важным разделом воспитательной работы Макаренко называл трудовую деятельность. Трудовому воспитанию уделялось огромное значение.
Воспитание должно начинаться в семье и основываться на ее культуре и устройстве. Им были предложены методы семейного воспитания. Важное значение отводилось личному примеру родителей, их поведению и взаимоотношениям.
На базе педагогического учения Макаренко, в последствии стала складываться социальная педагогика.
Педагогическая наука России, после революционных преобразований, претерпела значительные изменения. Ее развитие шло на основе идей воспитания человека в новых условиях общественного устройства. Постепенно стали появляться первые учебные пособия по педагогики, содержащие социалистические направления учения.
В.Н. Росинский разработал уникальную педагогическую теорию воспитания для трудных подростков.
Огромный вклад в отечественную педагогику был внесен В.А. Сухомлинским. В его трудах было уделено большое внимание профессионализму педагога, творческому подходу к своей работе. Это, по мнению педагога, имело значимое социальное влияние. Сухомлинский акцентировал внимание на развитии гражданственности и необходимости коллективного воспитания.
Дальнейшее развитие отечественная педагогика получила в новаторских теориях Занкова, Эльконина и Давыдова. Ими было предложено теория развивающего обучения.
К 80-м годам 20 века новаторским теориям уделялось все большее значение. Была оформлена концепция педагогики сотрудничества. Она базируется на воспитательном подходе к учебной деятельности. Необходимо обращать внимание на отношение ребенка к труду, другим людям, усвоения им нравственных ценностей и норм общественного поведения. В этом направлении, разрабатывались труды Шаталова, который делал акцент на качествах педагога, его чуткости, внимательности к потребностям и желаниям ребенка, в качестве залога успешного учебно-воспитательного процесса.
Новаторские идеи педагогов основывались на необходимости прохождения учебной деятельности во взаимодействии с жизнедеятельностью.
В современных условиях, при бурном росте экономики и техническом развитии, педагогические теории преобразовываются, предлагая идеи приспособления человека к новым общественным условиям.
Подрастающее поколение должно быть подготовлено в профессиональной деятельности в различных сферах жизни общества. В этой связи в системе образования произошла модернизация. Сейчас ее функционирование направлено на приоритетную роль процесса познания, а не преподавательской деятельности, как было ранее.
Отечественное образование сейчас строиться таким образом, чтобы соответствовать международным требованиям и образовательным стандартам. Учащиеся являются главными субъектами учебно-воспитательного процесса, а приемы и способы его организации направлены на личностное развитие.
Современные педагогические концепции ориентированы:
Необходимо воспитывать новое поколение таким образом, чтобы люди были способны к самостоятельности, активности и приспособлению к быстро меняющемся социально-экономическим условиям.