Общество образовалось, функционирует и развивается только благодаря связи между поколениями. В процессе своей жизнедеятельности, каждое поколение опиралось на опыт и знания предков, расширяло их, дополнялось новыми принципами, знаниями, изменениями, обусловленными социально-экономическим развитием и передавалось следующему поколению. Первоначально передача опыта поколений носила хаотичный, бессистемный характер. Впоследствии совокупность накопленных знаний оформилась в научную теорию, получившую название педагогика.
Педагогика представляет собой науку, исследующую передачу общественного опыта между поколениями и создающую условия для их эффективного освоения и совершенствования.
Педагогическая наука имеет длительную историю становления, уходящую корнями в древний мир. На пути становления и развития в качестве научного знания педагогика прошла сложный путь. Он затрагивал поиск истины, изучение закономерностей учебного процесса и воспитательных мероприятий. Как практическое явление, педагогическая наука представляет собой способ применения теоретических концепций и закономерностей обучения, искусство обучения и воспитания, переходящее из поколения в поколение.
Педагогика функционирует как сложная система, сочетающая в себе научные концепции и теории, а также практические приемы, методы, способы организации учебно-воспитательной деятельности. Это взаимодействие превращает педагогику одновременно в науку и искусство.
Различные составные части педагогической системы зародились вместе с появлением воспитания, что произошло еще в первобытном обществе. В те времена появились первые педагогические заповеди, являющиеся результатом становления педагогической мысли. Они имели вид пословиц, поговорок, афоризмов. Они играли важную роль в воспитательном процессе, служили советами, правилами и рекомендациями поведения в тех или иных ситуациях, помогали в разрешении различных проблем.
Первоначальное значение педагогики не оценивалось. Ей не предавалось огромного научного значения, поскольку, она была составной частью философского учения. Многие философские концепции легли в основу педагогической науки.
Поскольку педагогика изучает процессы обучения и воспитания, то ее роль в общественном развитии невозможно переоценить. Теоретические концепции педагогики находят практическое воплощение на разных этапах развития. Наука развивалась и развивается вместе с обществом, преобразовывая и совершенствуя свои теории, подстраиваясь под новые общественные и социально-экономические стадии развития. Педагогика развивается параллельно с обществом. Любые экономические изменения требуют новых подходов к воспитательным и образовательным процессам. Педагогика незамедлительно начинает поиск новых путей развития, соответствующих новым общественным условиям.
История развития педагогики как научного учения охватывает несколько стадий:
Первые педагогические теории стали появляться в период античности. Мысли касаемо поиска методов обучения прослеживаются в трудах Сократа, Платона и Аристотеля. Сократ, впервые предложил метод вопросно-ответного обучения. Он заключался в том, что процесс обучения представлял собой постановку вопроса, на который необходимо было дать ответ, позволяющий прийти к верному суждению.
В своих философских рассуждениях, Платоном была предложена организация образовательной системы таким образом, чтобы она соответствовала требованиям «идеального государства». В нем имелось три сословия, которые должны были выполнять свои функциональные роли и трудовые работы. Это обеспечивалось посредством образования.
Учения Платона, продолжил в последствие Аристотель. Он акцентировал внимание на необходимости этического воспитания. Воспитательный процесс Аристотель определял как комплекс нравственного, физического и интеллектуального развития.
Первая стадия становления научной педагогики завершилась трудом педагога Квинтилиана «Об образовании оратора». Она стала основным учебным пособием по педагогики и применялась в течение долгого времени.
Дальнейшее развитие педагогическая наука получила в трудах Фомы Аквинского и Августина. Их труды разрабатывались в период церковного господства. Учебно-воспитательный процесс носил религиозную направленность и развитию личности не уделялось особого внимания.
Развитие педагогики как научного знания началось в полной мере в период эпохи Возрождения. В это время господствующее положение занимали научные знания. В этот период, появилось много сторонников гуманистических идей воспитания и образования. Основным направлениям педагогической мысли становится:
В этот период происходила систематизация научных знаний о способах организации учебной и воспитательной деятельности, подчеркивалась необходимость равенства в учебно-воспитательном процессе.
Родоначальником научной педагогики в России признан К. Д. Ушинский. Им было написано множество трудов по философии, психологии, педагогике, физиологии, послужившие задачам построения школы, которая развивала духовные силы, творческие способности человека, обеспечивающие самореализацию личности. Педагогом была основана народная школа в России. Он рассматривал педагогику не только как теоритическую концепцию, но и как практическую деятельность, которой нужна научная аргументация.
В современное время ведущее место в развитии научной педагогики занимают новаторские идеи. Они предлагают новые подходы к воспитанию и образованию, позволяющие эффективнее адаптироваться к меняющимся общественным условиям.