Музейная педагогика - научная дисциплина, рассматривающая музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в процессе передачи и восприятия информации с точки зрения педагогики.
Предпосылкой для возникновения и развития стало осознание музея как социального института образования. Появившись в конце XIX в Германии, музейная педагогика начинает интенсивно развиваться в пограничных областях с другими науками – педагогикой, культурологией, психологией, музееведением, этикой и др. На ранних этапах своего развития с термином «музейная педагогика» связывалось исключительно использование музея в целях обучения. Позже переосмысление трактовки привели к возникновению научной дисциплины, изучающей образовательные проблемы музейной коммуникации. Обобщение обширного опыта взаимодействия музея с аудиторией привело к разработке научных подходов, которые и стали методологической основой современной музейной педагогики.
В дореволюционное время в России взаимодействие музеев с учебными заведениями носило просветительский характер и происходило преимущественно в форме экскурсий. В советское время просветительская модель музея сохранилась, но дополнительно получила идеологическую окраску. Музейная деятельность с детьми строилась в русле информативной модели, в соответствии с которой главной задачей считалась передача научной информации об экспонатах в доступной для детей форме. Становление музейной педагогики как науки связано с именами Н. Ф. Федорова, А.М.Разгона и Е.Г.Вансловой в работах которых представлено теоретическое переосмысление образовательной деятельности музеев с учетом развития смежных наук, разработан системный подход, новые методики и написаны специальные программы по работе с детьми в музее.
В настоящее время прочно утвердилась коммуникативная модель в работе с детской аудиторией, и вся педагогическая деятельность строится на принципах коммуникационного подхода. Наряду с традиционными принципами - учета возрастных особенностей, активности и сознательности, систематичности, доступности и наглядности – ведущим принципом становится индивидуально-личностная ориентация на школьника. Ученик, имеющий свои интересы и склонности, в музее стал восприниматься как равноправный «субъект» коммуникативного процесса и музейной образовательной деятельности.
Основные возможности, посредством которых музей включается в образовательный процесс :
Направления в развитии предопределяются различными факторами: идеологическими, социокультурными, методологическими, историческими и пр.
Наиболее актуальными направлениями развития сегодня являются: