Проблемы развития педагогики


Проблемы развития педагогики

На современном этапе проблемы развития педагогики и приращения нового педагогического знания начинают соотносить с познанием человека на разных ступенях его развития как целостной личности. Проблемы не появляются сами по себе, они синтезируются из отношений педагогической общественности и общества к процессам, протекающих в педагогических системах.

Замечание 1

Проблемы в педагогике и образовании развиваются по линии: анализ противоречий и недостатков (вследствие озвученной критики) - выдвижение предложений – научные исследования -создание методического и технологического обеспечения (средства обучения, способы и подходы) - формулирование главной идеи –внедрение

Источники проблем

Противоречия переживаемого периода проявляются в том, что старые социально-экономические, политические, культурно-образовательные структуры уже не функционируют, а новые существуют лишь в стадии становления. Необходимость становления системы образования как особого субъекта общественной практики и неразработанности фундаментальных основ её развития в этом качестве очерчивает проблемное поле в педагогической науке: концептуальные основы развития систем обучения и воспитания в условиях глобализации; роль и место основных компонентов педагогической системы в постоянно меняющихся условиях общественного развития.

Ученые оценивают современное состояние педагогики и образования как кризисное.

Признаки кризисного состояния педагогической науки и образования

  • отсутствие четко выведенных позиций по отношению к педагогической науке;
  • явное падение престижа педагогической профессии, ценности педагогических знаний,
  • заметно усиливающаяся девальвация нравственных и духовных ценностей, низкая культура отношений в обществе на разных уровнях;
  • неспособность педагогики осуществлять опережающую, прогно-стическую функцию и обозначать пути решения существующих в образовании проблем.
  • замкнутость педагогических наук по отношению к рынкам труда, системе образования, культуре;
  • проблемы категоризации различных педагогических понятий, неоднозначность и противоречивость в их сущности
  • кризис в области исследовательской деятельности
  • гуманистический подход к обучению, закрепленный в Государственном стандарте, носит лишь декларативный характер, не реализованный в действительности
  • политические, экономические, социально-культурные условия на данном этапе развития российского общества не позволяют широко реализоваться идее свободного целеполагания
  • консерватизм педагогического корпуса, затормаживающий внедрение инновационных технологий, демонстрирующий "медленные изменения" в системе
  • крайне низкая зачастую профессиональная компетентность учителей
  • сокращение объемов бюджетного финансирования, отставание в развитии учебно-лабораторной базы вузов и растущая утечка умов - миграция преподавательского состава в высокооплачиваемые сферы деятельности и выезд за рубеж
  • загруженность рутинной работой официальной отчетности, и, как следствие, невозможность полноценно вовлекаться в творческую деятельность и процесс самообразования и т.д.
Замечание 2

Актуальные направления педагогических исследований охватывают разные стороны и проводятся на гносеологическом, мировоззренческом, логико-гносеологическом, научно-содержательном, технологическом и научно-методическом уровнях.

Основные тенденции развития образования в современном мире

  • гуманизация образования как кардинальный поворот от технократического характера к гуманистическим приоритетам становления и развития личности, создания условий для её самоактуализации;
  • демократизация образования как переход от жестко управляемой и заданной в единой модели к созданию возможностей для каждого образовательного заведения, каждого учителя, преподавателя, учащегося наиболее полно проявить свои возможности и способности;
  • компьютеризация и информатизация образования
  • опережающее развитие профессионального и культурно-ценностного образования личности по отношению к уровню развития производства,
  • непрерывность в образовании

Проблемы педагогики, связанные с информатизацией образования

Насущная необходимость развития системы образования на основе информационных технологий поставила перед педагогикой ряд проблем, связанных с созданием информационно-образовательной среды (ИОС). Среди них:

  • Проблема разработки теории обучения в современных ИОС, создание понятийно-категориального аппарата.
  • Проблема содержания и методик обучения. Проблемы комплексного обеспечения электронными и мультимедийными средствами обучения
  • Проблемы оптимального представления учебного материала в электронном виде,
  • Проблема готовности учителей и учащихся к приобщению в ИОС .
  • Воспитательные и психологические проблемы, связанные с включением учеников в современную ИОС
  • Проблемы здоровьесбережения.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :