На современном этапе проблемы развития педагогики и приращения нового педагогического знания начинают соотносить с познанием человека на разных ступенях его развития как целостной личности. Проблемы не появляются сами по себе, они синтезируются из отношений педагогической общественности и общества к процессам, протекающих в педагогических системах.
Замечание 1
Проблемы в педагогике и образовании развиваются по линии: анализ противоречий и недостатков (вследствие озвученной критики) - выдвижение предложений – научные исследования -создание методического и технологического обеспечения (средства обучения, способы и подходы) - формулирование главной идеи –внедрение
Источники проблем
Противоречия переживаемого периода проявляются в том, что старые социально-экономические, политические, культурно-образовательные структуры уже не функционируют, а новые существуют лишь в стадии становления. Необходимость становления системы образования как особого субъекта общественной практики и неразработанности фундаментальных основ её развития в этом качестве очерчивает проблемное поле в педагогической науке: концептуальные основы развития систем обучения и воспитания в условиях глобализации; роль и место основных компонентов педагогической системы в постоянно меняющихся условиях общественного развития.
Ученые оценивают современное состояние педагогики и образования как кризисное.
Признаки кризисного состояния педагогической науки и образования
- отсутствие четко выведенных позиций по отношению к педагогической науке;
- явное падение престижа педагогической профессии, ценности педагогических знаний,
- заметно усиливающаяся девальвация нравственных и духовных ценностей, низкая культура отношений в обществе на разных уровнях;
- неспособность педагогики осуществлять опережающую, прогно-стическую функцию и обозначать пути решения существующих в образовании проблем.
- замкнутость педагогических наук по отношению к рынкам труда, системе образования, культуре;
- проблемы категоризации различных педагогических понятий, неоднозначность и противоречивость в их сущности
- кризис в области исследовательской деятельности
- гуманистический подход к обучению, закрепленный в Государственном стандарте, носит лишь декларативный характер, не реализованный в действительности
- политические, экономические, социально-культурные условия на данном этапе развития российского общества не позволяют широко реализоваться идее свободного целеполагания
- консерватизм педагогического корпуса, затормаживающий внедрение инновационных технологий, демонстрирующий "медленные изменения" в системе
- крайне низкая зачастую профессиональная компетентность учителей
- сокращение объемов бюджетного финансирования, отставание в развитии учебно-лабораторной базы вузов и растущая утечка умов - миграция преподавательского состава в высокооплачиваемые сферы деятельности и выезд за рубеж
- загруженность рутинной работой официальной отчетности, и, как следствие, невозможность полноценно вовлекаться в творческую деятельность и процесс самообразования
и т.д.
Замечание 2
Актуальные направления педагогических исследований охватывают разные стороны и проводятся на гносеологическом, мировоззренческом, логико-гносеологическом, научно-содержательном, технологическом и научно-методическом уровнях.
Основные тенденции развития образования в современном мире
- гуманизация образования как кардинальный поворот от технократического характера к гуманистическим приоритетам становления и развития личности, создания условий для её самоактуализации;
- демократизация образования как переход от жестко управляемой и заданной в единой модели к созданию возможностей для каждого образовательного заведения, каждого учителя, преподавателя, учащегося наиболее полно проявить свои возможности и способности;
- компьютеризация и информатизация образования
- опережающее развитие профессионального и культурно-ценностного образования личности по отношению к уровню развития производства,
- непрерывность в образовании
Проблемы педагогики, связанные с информатизацией образования
Насущная необходимость развития системы образования на основе информационных технологий поставила перед педагогикой ряд проблем, связанных с созданием информационно-образовательной среды (ИОС). Среди них:
- Проблема разработки теории обучения в современных ИОС, создание понятийно-категориального аппарата.
- Проблема содержания и методик обучения. Проблемы комплексного обеспечения электронными и мультимедийными средствами обучения
- Проблемы оптимального представления учебного материала в электронном виде,
- Проблема готовности учителей и учащихся к приобщению в ИОС .
- Воспитательные и психологические проблемы, связанные с включением учеников в современную ИОС
- Проблемы здоровьесбережения.