Причины неправильного воспитания


Причины неправильного воспитания

Содержание причин неправильного воспитания

Особого внимания сейчас требует исследования причин неправильного воспитания под влиянием различных факторов.

Ученые выделяют следующие причины неправильного воспитания детей в семье:

  1. психолого-педагогическая некомпетентность родителей, некритически усвоенные ригидные стереотипы воспитания ребенка, которые приводят к стихийности воспитания, несогласованность установок и действий родителей;
  2. личностные особенности родителей;
  3. особенности взаимоотношений супругов или других членов семьи, проектируемых на ребенке.
Замечание 1

Нарушения в личностном развитии ребенка и появление отклонений в его поведении в основном зависит от родителей. Именно родители, будучи первыми воспитателями ребенка, допускают серьезные педагогические ошибки или личным примером задают искаженные нормы поведения, которые дети заимствуют и используют не только в сфере внутрисемейных отношений, но и в других условиях делового и межличностного общения.

Негативно влияют на процесс социализации ребенка личностные особенности родителей: тревожность в отношениях с детьми через собственные внутренние конфликты; крик, ссоры, угрозы в адрес ребенка; доминантность и властность, категоричность и директивность мыслей, стремление подчинить себе детей и достичь безоговорочного послушания; родительское тщеславие, что приводит к завышенному уровню требований относительно возможностей детей; соблюдение устаревших правил поведения и вредных привычек.

Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучная семья, которая не выполняет такие важнейшие функции, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. Отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает возникновение отчуждения, грубости, неприязни, социального дистанцирования, стремление делать все назло, вопреки воле других, создает объективные предпосылки для появления асоциального поведения.

Показателем дисгармоничной семьи является ослабление или разрыв семейной связи между родителями и детьми, возникающие вследствие: чрезмерной занятости родителей, конфликтной ситуации в семье, асоциального поведения родителей, случаев насилия или жестокого обращения, отсутствия в семье благополучной эмоциональной атмосферы, ошибки в воспитании, дисгармоничных отношений в семье и прочее.

## Варианты и стили неправильного воспитания

Существуют различные варианты неправильного воспитания. В литературе предложены разнообразные классификации и типы неправильного воспитания. Среди них выделяют такую классификацию:

  1. Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отторжение) – это авторитарное и строгое или безразличное, эмоционально холодное отношение, которое часто игнорирует индивидуальные особенности ребенка.
  2. Воспитание по типу Б (гиперсоциализирующее) – тревожно недоверчивая концентрация родителей на состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей, ожидании успехов в учебе с недооценкой индивидуальных психологических особенностей ребенка.
  3. Воспитание по типу В (эгоцентричное) – выражается в том, что ребенку навязывается представление о «Я» как сверхценности («кумир семьи»). Интересы других игнорируются, приносятся ему в жертву.

Известно, что чувство симпатии выполняет значительную роль в воспитательном процессе, а его нарушение у родителей может иметь негативные последствия.

И. Дубровина

Рисунок 1. И. Дубровина

Поэтому заслуживает внимания классификация основных стилей родительского поведения, предложенная И. Дубровиной, которая исследует методы воздействия родителей на детей, проявляющих негативные эмоции, а именно:

  • «Командир-генерал». Этот стиль предполагает возможность какой-либо альтернативы, старается держать все события под жестким контролем, отрицает малейшее проявление негативных эмоций. Содержание взаимоотношений с ребенком («Остановись!», «Опомнись!») обычно вызывает у нее обиду, желание отрицать и проявлять жестокость. В основе отношения – родительская уверенность в том, что все права принадлежат им. Основными средствами воздействия являются приказы, команды и угрозы, направленные на всесторонний и всегдашний контроль.
  • «Отец-психолог». Некоторые родители выполняют роль психолога и пытаются анализировать возникшую проблему. Это проявляется в том, что взрослые ставят многочисленные вопросы, направленные на диагностику, интерпретацию и оценку событий, поступков, считая, что такое право дает им владение «высшего знания». Отец-психолог всегда стремится познать все детали, полностью лишает ребенка желания открывать свои внутренние чувства.
  • «Судья». При соблюдении этого стиля ребенок считается виновным еще до принятия решения. Единственная цель отца-судьи – доказать правомерность своей позиции.
  • «Священник». Подобный стиль приближается к менторству. Поучения в основном сводятся к морализаторству по поводу того, что происходит. Все высказывания родители, как правило, начинают словами «Ты должен ...» или «Ты не должен», считая, что такое отношение обеспечит формирование у ребенка только «правильных» чувств.
  • «Циник». Родители-циники, как правило, переполнены сарказмом, пытаются тем или иным способом унизить ребенка. Они демонстрируют свое превосходство с помощью отчуждения и отвращения к тому, что происходит.

Кроме этого, многие авторы выделяют также отклонения в стиле родительского воспитания: предпочтение женских качеств, предпочтение мужских качеств, предпочтение детских качеств, расширение сферы родительских чувств, страх потери ребенка; неразвитость родительских чувств, проекция собственных нежелательных качеств, вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания, противоречие (каждый из родителей использует разные стили воспитания), «круговая оборона»: в ответ на любые замечания, претензии, советы от других злятся, возмущаются, конфликтуют (все плохие, а мой ребенок лучший) педантично-подозрительный подход: никогда и ни в чем не верят ребенку, контролируют любую ситуацию, подход «золушка»: отношение к ребенку как к исполняющему волю родителей, условия в семье считаются деспотическими, ребенок не получает поощрения, поддержки, эмоциональной любви.

К причинам, которые снижают социализационные возможности семьи, принадлежит ее определенная обособленность от достижений психолого-педагогической науки, в частности незнание родителями современных технологий семейного воспитания детей, цель которых заключается в улучшении внутрисемейных отношений, создании благоприятных условий для функционирования семейного коллектива, устранение основы семейных конфликтов и между взрослыми членами, и между родителями и детьми.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :