Особого внимания сейчас требует исследования причин неправильного воспитания под влиянием различных факторов.
Ученые выделяют следующие причины неправильного воспитания детей в семье:
Нарушения в личностном развитии ребенка и появление отклонений в его поведении в основном зависит от родителей. Именно родители, будучи первыми воспитателями ребенка, допускают серьезные педагогические ошибки или личным примером задают искаженные нормы поведения, которые дети заимствуют и используют не только в сфере внутрисемейных отношений, но и в других условиях делового и межличностного общения.
Негативно влияют на процесс социализации ребенка личностные особенности родителей: тревожность в отношениях с детьми через собственные внутренние конфликты; крик, ссоры, угрозы в адрес ребенка; доминантность и властность, категоричность и директивность мыслей, стремление подчинить себе детей и достичь безоговорочного послушания; родительское тщеславие, что приводит к завышенному уровню требований относительно возможностей детей; соблюдение устаревших правил поведения и вредных привычек.
Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучная семья, которая не выполняет такие важнейшие функции, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. Отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает возникновение отчуждения, грубости, неприязни, социального дистанцирования, стремление делать все назло, вопреки воле других, создает объективные предпосылки для появления асоциального поведения.
Показателем дисгармоничной семьи является ослабление или разрыв семейной связи между родителями и детьми, возникающие вследствие: чрезмерной занятости родителей, конфликтной ситуации в семье, асоциального поведения родителей, случаев насилия или жестокого обращения, отсутствия в семье благополучной эмоциональной атмосферы, ошибки в воспитании, дисгармоничных отношений в семье и прочее.
## Варианты и стили неправильного воспитания
Существуют различные варианты неправильного воспитания. В литературе предложены разнообразные классификации и типы неправильного воспитания. Среди них выделяют такую классификацию:
Известно, что чувство симпатии выполняет значительную роль в воспитательном процессе, а его нарушение у родителей может иметь негативные последствия.
Рисунок 1. И. Дубровина
Поэтому заслуживает внимания классификация основных стилей родительского поведения, предложенная И. Дубровиной, которая исследует методы воздействия родителей на детей, проявляющих негативные эмоции, а именно:
Кроме этого, многие авторы выделяют также отклонения в стиле родительского воспитания: предпочтение женских качеств, предпочтение мужских качеств, предпочтение детских качеств, расширение сферы родительских чувств, страх потери ребенка; неразвитость родительских чувств, проекция собственных нежелательных качеств, вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания, противоречие (каждый из родителей использует разные стили воспитания), «круговая оборона»: в ответ на любые замечания, претензии, советы от других злятся, возмущаются, конфликтуют (все плохие, а мой ребенок лучший) педантично-подозрительный подход: никогда и ни в чем не верят ребенку, контролируют любую ситуацию, подход «золушка»: отношение к ребенку как к исполняющему волю родителей, условия в семье считаются деспотическими, ребенок не получает поощрения, поддержки, эмоциональной любви.
К причинам, которые снижают социализационные возможности семьи, принадлежит ее определенная обособленность от достижений психолого-педагогической науки, в частности незнание родителями современных технологий семейного воспитания детей, цель которых заключается в улучшении внутрисемейных отношений, создании благоприятных условий для функционирования семейного коллектива, устранение основы семейных конфликтов и между взрослыми членами, и между родителями и детьми.