Педагогика является наукой, исследующей законы воспитания и образования человека. Она также исследует закономерности удачной передачи социального и общественного багажа от старшего поколения к младшему. Данная наука существует для того, чтобы на практике указать на наиболее легкие способы достижения педагогических целей и задач, в процессе осуществления законов по воспитанию и методик обучения.
Педагогика в самом широком понимании – это способ влиять на все внешние воздействия естественной и социальной среды обитания человека. В узком смысле понимания педагогика является целенаправленной деятельностью в руках воспитателя в системе учебных и воспитательных учреждений. Если исходить из такого определения, то предмет исследования педагогики -это целостная структура воспитательного процесса, образования, всестороннего развития, социализации и всестороннего творческого саморазвития личности.
Метод изучения – это путь решения научной и педагогической задачи. Объект педагогической науки - человек. Именно поэтому, объект педагогической науки не индивид, его психика, а целостная систематизированная педагогическая картина, связанная с развитием человека. Следовательно, объект - это явления действительности, обуславливающие развитие человека через целенаправленную общественную деятельность. Это явление называется образованием, которое является частью целостной объективной картины. Ее изучением занимается педагогическая наука.
Предметом педагогики является цельный педагогический процесс образования. Он получает целенаправленную организацию специальными социальными институтами (семья, образовательные, культурные и воспитательные учреждения). Педагогика - это наука, которая изучает сущность, закономерность, тенденцию и перспективу развития всестороннего педагогического процесса (образования) как причину и средство в развитии человека в течение всей его жизни. На таком фундаменте педагогика развивает теорию и технологию его организации, форм и методов по совершенствованию функций педагога (педагогическое функционирование) и различные виды деятельности воспитанников, а также стратегий и способов их взаимодействия.
Североамериканский исследователь Дьюи основал прагматическую педагогику, и предложил несколько основополагающих правил и норм в обучении и воспитании: развивать активность ребенка, возбуждать интерес к обучению у детей. Обязательное условие - увеличить практическую часть обучения. Дьюи также объявляет об индивидуальном опыте ребенка как основе учебного процесса. Ученый был убежден, что главной целью образования является выявление врожденных наклонностей ребенка.
Педагоги-прагматисты изучали проблемы морально-нравственного развития и утверждали: человек должен идти к цели исходя из конкретных обстоятельств, не принимая во внимание сформированные в обществе устои и правила. Центральными фигурами такого учения были Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Они обосновывали роль общественной практической деятельности в познании, органично соединив материализм и диалектику. Главные постулаты такого педагогического познания: первичной субстанцией является материя, тогда как сознание всего лишь вторичная субстанция.
Личность и все ее действия рассматриваются как единое целое. Воспитание - это главный фактор в развитии полноценной личности. В то же время оно является сложным социальным процессом, который имеет историческое и классовое происхождение. Такое учение получило название диалектического материализма, являясь своеобразным методом постижения окружающего мира.
Главный термин такого философско-педагогического познания есть существование (то есть экзистенция), является индивидуальным бытием человека, который целиком погружен в свой собственный внутренний мир. Экзистенциалисты познают объективную действительность только благодаря бытию субъекта, отрицая смысл существования объективных знаний и объективной истины.
Мир вокруг нас является исключительно таким, каким его представляет внутреннее я человека. Данное учение отрицает всякое объективное знание. Учебные материалы и школьные программы являются просто ненужным атрибутом, по мнению экзистенциалистов. А ценность знания определена важностью для конкретного человека. Ученик должен быть полностью свободным от учителя в выборе знаний и предметов. Чувствам и вере отводится главная роль. Экзистенциализм утверждает и об индивидуальности обучающего процесса.
Общенаучный способ познания представлен двумя методами: системным и аксиологическим. Системный метод отображает общую структуру связи и взаимообусловленность процессов и явлений окружающего мира. Суть системного подхода: относительно самостоятельные части исследуются не отдельно друг от друга, а в их взаимодействии. Данный метод подразумевает реализацию принципа единения теоретической и практической функции. Практическая часть в педагогической науке - это критерий истинных научных знаний и источник новых основополагающих вопросов, которые предполагают теоретические методы изучения.
Теория - это основа в выборе оптимального и эффективного практического решения, а также разрабатывает новые концепции и формы, нуждающиеся в экспериментальной практической проверке. Аксиологический подход — это новый подход в методах педагогической науки. Это, как правило, гуманистическая педагогика, которая рассматривает личность как наивысшую цель общества.
Таким образом, аксиологический подход относится к гуманистической проблематике, и может быть рассмотрен как основа новой педагогической философии и методологии современного образования. Суть аксиологического метода раскрывается сквозь призму аксиологических убеждений:
Аксиологический подход заключается в изучении отношения к личности как к субъекту познания общения и творческого начала. Образование является компонентом культуры и в этой связи становится особо значимым, и рассматривается как важнейшее средство гуманистической сущности личности.
Этнопедагогическая проекция включает в себя единство интернациональной, национальной и индивидуальной картины мира.
Антропологический подход — это систематическое применение сведений комплекса наук, всесторонне изучающих человека в качестве предмета и осуществление всего педагогического процесса в целом.
В данный уровень входит методика и технология педагогического исследования, что дает возможность получать и анализировать достоверный эмпирический материал. Различаются фундаментальные и прикладные педагогические исследования. Фундаментальные исследования ориентированы на формирование педагогических положений и новых моделей развития образовательной системы, а прикладные рассматривают и анализируют компоненты педагогической структуры, содержащей обобщение конкретной научно-практической рекомендации. Каждое педагогическое исследование должно четко сформулировать проблему, объект, предмет, цель, задачи и гипотезы изучения. Основополагающими качествами изучений являются современность, новшество, теоретическое и практическое значение полученных итогов.