Праксис представляет собой ряд функций и действий, которые совершаются организмом в автоматическом порядке. Например, человек с рождения дышит, потом учиться ходить, говорить, в дальнейшем эти действия совершаются уже автоматически, то есть бездумно и не требуют заранее определять суть данного действия.
Автоматическое выполнение определенных действий выполняется за счет сигналов, которые проходят в коре головного мозга.
Если у человека нарушаются подобные сигналы, то в данном случае можно говорить об апраксии, то есть о расстройствах праксиса.
Итак, праксис – это нормальное функционирование организма по совершению определенных действий, а, апраксис, наоборот, дефекты в реализации праксиса.
В логопедии и других науках изучается апраксис, как явление обратное праксису, так как именно он представляет особый интерес для ученых, а, главное, людей необходимо избавлять именно от него.
Принято считать, что когда у человека наблюдается апраксис, то, скорее всего, идет нарушение доминантного полушария (височная, теменная или затылочная область).
Также надо отметить, что данное заболевание проявляется в том, что человек не имеет возможности выполнять самые простые действия, например такие как: расчесываться, чистить зубы, самостоятельно идти или застегнуть пуговицу и т.д. При этом выполнение сложных действий иногда вполне под силу больному.
Общее состояние здоровья при таком заболевании тоже вполне нормальное, то есть тонус, активность – все в норме.
Так, люди, которые страдают апраксией, не могут трудиться и вести нормальный образ жизни, что затрудняет их общее положение в обществе.
Логопедия также занимается рассмотрением больных с апраксией, пытается использовать различные методики, направленные на улучшение состояния больного.
Чаще всего в логопедии используются следующие методы лечения больных апраксией:
На сегодняшний день существует три вида апраксиса:
Моторная апраксия. Такая форма болезни считается наиболее распространенной, чаще всего моторная апраксия – это не способность больного выполнить какое – либо физическое действие. Например, пациента просят нарисовать поля в тетради, при этом предварительно показывая, как это делается. Чаще всего больной понимает, что от него требуется, но выполнить просьбу не может, так как мозг не дает команду, чтобы поднять руку или взять в руку карандаш. Если лечение проводит логопед, то его методика будет направлена на то, чтобы обмануть мозг и сделать физическое усилие, то есть «подчинить» себя данному действию. Если такую процедуру повторять многократно, то обычно у больных наблюдаются успехи, но полное выздоровление практически невозможно. Моторную апраксию также принято называть речевой;
Идеаторная апраксия. Данный вид апраксии также как и моторная апраксия, подразумевает, что больной не может выполнить то, или иное действие. Однако в данных видах заболевания есть различия. Так, при моторной апраксии пациент может выполнить задание только в том случае, если он тщательно подготовиться к выполнению данного задания. В случае с идеаторной апраксией больной может выполнить задание машинально, но повторить задание несколько раз или по просьбе не может. Например, пациент, если его попросить застегнуть пуговицу, скорее всего, не может этого сделать, но сделает в любой другой момент без труда. Также при идеаторной апраксии больные могут повторять движения за доктором, но они не будут полноценными, верными, четкими, они будут лишь напоминать посторенние действия;
Конструктивная апраксия. Данная фора заболевания считается более легкой, чем две предыдущие, так как пациент способен выполнять определенные действия по просьбе доктора, также он вполне способен повторить движения, которые ему показывают. Трудность данной формы апраксии заключается в том, что у пациента нет целостной картины, представления о том, что он делает. Например, ребенку показывают итоговый результат того как можно собрать дом из конструктора, затем показывают поэтапно как собрать отдельные элементы. Пока доктор показывает, ребенок способен повторить. Далее следует задание собрать все детали вместе, чтобы получился дом. Именно эта задача уже не под силу людям, страдающим этой фазой заболевания (полное отсутствие логического и конструктивного мышления).
Все виды апраксиса считаются тяжелой формой психологического и физического расстройства, поэтому требуют лечения и наблюдения.
Логопеды не единственные врачи и ученые, которые занимаются больными с такими формами заболевания. Однако логопеды помогают восстановиться пациентам физически и психически.
Надо заметить, что все виды апраксиса практически не лечатся, то есть, выздороветь пациенты почти не имеют шансов, однако если ими не заниматься, болезнь может прогрессировать и перейти в такую форму, где человека уже будет сложно спасти.
Также важно на начальном этапе всем врачам, включая логопедов, правильно определить причину, по которой пошли данные изменения в организме, только тогда можно назначить правильное и эффективное лечение. Надо заметить, что некоторые пациенты после курса лечения возвращаются к нормальной жизни и даже могут работать.