Постановка звуков в логопедии


Постановка звуков в логопедии

Проблемы с нарушением звуковых произношений встречаются у многих детей дошкольного возраста. При этом, число звуков, которые требуют коррекции является различным. Это может быть как один звук, так и несколько, причем число звуков может быть свыше семи штук. Поэтому важное значение в логопедической работе отводится, во-первых выявлению причин отклонений, а во-вторых определению количества звуков и их последовательности при разработке программ корректировки.

Порядок постановки звуков в логопедии

Работа над коррекцией звуковых произношений является длительным, сложным процессом, требующем терпения логопедов, родителей и, конечно, самих пациентов – детей. Чтобы ребенок произносил звуки правильно, требуется разработка определенной последовательности.

Работа со звуками является системным процессом, состоящим из нескольких стадий прохождения:

  1. Подготовительная стадия – подготовка ребенка к занятию, стимуляция интереса на основе увлекательного рассказа о будущем занятии, о звуках, с которыми предполагается дальнейшая работа. На этой стадии можно рассказать ребенку об органах артикуляции, которые будут задействованы при произношении звуков, и как они будут работать. Эта стадия, ее построение и механизм проведения обусловлен диагнозом ребенка и его специфическими особенностями развития.
  2. Постановка звука – происходит произношение логопедом или родителем звуков, которые ребенок должен повторять. Необходимо чтобы ребенок научился правильно произносить звук, для чего подбираются слова, в которых нужный звук прослушивается наиболее четко. Ребенка нужно поправлять и исправлять при неправильном произношении. Автоматизация звуков в словах, фразах, предложениях. Произношение звуков требует их использования в речевых оборотах. Поэтому правильное звуковое произношение необходимо закрепить и довести до автоматизма, чтобы его произношение в различных словах и словосочетаниях происходило само собой, без проблем и затруднений. Сначала следует автоматизировать правильное произношение слогов, а потом переходить к словам, словосочетаниям и предложениям. Переход от простого к сложному позволяет выявить отклонения и своевременно их откорректировать.
  3. Дифференциация звуков – происходит посредством выделения определенных звуков из слов. Можно выделять звуки, которые стоят в начале слов или наоборот в конце. Это закрепляет правильные навыки произношения отдельных звуков и развивает ориентацию в остальных звуках, выделять согласные, гласные, мягкие, твердые звуки, изучить особенности построения слов.

Постановка звуков, как правило, начинается с наиболее доступных для конкретного ребенка. Для этого прибегают к применению всех анализаторов: визуального, слухового, тактильного, вибрационного. Начинать упражнения следует с известных ребенку артикуляционных движений. Артикуляционная гимнастика играет решающее значение при постановке звуков.

Оптимальным вариантом артикуляционной гимнастики является лежачее положение ребенка и проведение дыхательных упражнений: вдох носом, выдох ртом.

Широкое распространение получила селективная артикуляционная гимнастика, дающая возможность достижения наиболее эффективных результатов, посредством использования вспомогательных артикуляционных упражнений. Сюда могут относится упражнения, направленные на развитие наиболее слабой стороны языка, губ, щек. Применяются упражнения с преодолением сопротивления, выбор которого зависит от конкретного речевого нарушения.

Таблица постановки звуков в логопедии

Для формирования правильного звукового произношения требуется соблюдение конкретной последовательности звуков, которые вводятся в речь. Как правило, введение начинается с наиболее простых звуков : А, У, О, И, Э, Ы; Б (Бь), П (Пь), М (Мь), В (Вь), Ф (Фь), затем при освоении их ребенком, следует переходить к более сложным : Т (Ть), Д (Дь), Н (Нь), К (Кь), Г (Гь), Х (Хь), Й, С (Сь), З (Зь), Ц и далее: Ш, Ж, Ч, Щ, Л (Ль). Последним ставится звук Р (Рь). Такая последовательность звуковой постановки предполагает постепенную подготовку артикуляционного аппарата к произношению того или иного звука. Естественно, что правила постановки являются общими и в индивидуальных случаях последовательность звуков может быть изменена. Однако, это, как правило, является редким и исключительным случаем.

Постановка звуков может происходить в одной из четырех вариаций:

  1. По подражанию. Происходит произношение различных звуковых сочетаний, которые ребенок должен повторить. Это может быть звук рычания животного, топот копыт, звук мотора и т.д.
  2. От языковой гимнастики. Происходит постановка упражнений языком для произнесения нужного звука и усвоения их правильного произношения.
  3. Механический способ. Применение дополнительного оборудования – зонд, шпатель, палец, соска.
  4. От опорных звуков. Самый популярный и распространенный способ, описанный в логопедической таблице Волковой.

Таблица имеет следующий вид:

←↑→↓ Ф → С →Ш ↓ ↓ В З → Ж

     Х
      ↑

Ф → С → С’ → Щ ↓ ↓ ↓ Ш В → З → Ж В→ З → Ж М → Б Н → Д П → Б ↓ ↓ Т → Д ↓ ↓ К → Г



Рисунок 1.

В зависимости от диагноза т.е. от того, произношение какого звука нарушено ребенком, происходит выбор опорного звука и тренировка произношения. Упражнения выполняются, исходя из опорного звука и индивидуальных особенностей ребенка.

В качестве опорных звуков применяются следующие:

  • [з]- в верхней артикуляции;
  • сочетания [дз]- уражнения с шариковым зондом;
  • сочетания [дзынь] пальчиком, играем на «балалайке»;
  • [ц]-присасывание языка к небу и произношение звука, без отрыва языка;
  • звук [ж] [дж] – проглаживание языком по твердому небу к резцам и правильное дыхание;
  • ды-ды-ды – стучание по альвеолам
  • «за»(ззззза)-повторение несколько раз, а затем прижимание верхней части языка к альвеолам до получения акустического эффекта.



Рисунок 2.

Звук [с] тренируется при опоре на следующие звуки:

  • от [и] – пропевание звука и запуск холодного ветерка
    • та-та-та, тя-тя-тя, ти-ти-ти – и пустить холодный ветерок
  • от [ф] – межзубное произношение

Звук [з] от звука [с], контроль голосовых связок Звук [ц] аффрикат, состоит из 2-х звуков: т – с т – с т-с тс ц Требуется сблизить их произношение, посредством звука [ф] и его долгого произнесения.



Рисунок 3.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :