Проблемы с нарушением звуковых произношений встречаются у многих детей дошкольного возраста. При этом, число звуков, которые требуют коррекции является различным. Это может быть как один звук, так и несколько, причем число звуков может быть свыше семи штук. Поэтому важное значение в логопедической работе отводится, во-первых выявлению причин отклонений, а во-вторых определению количества звуков и их последовательности при разработке программ корректировки.
Работа над коррекцией звуковых произношений является длительным, сложным процессом, требующем терпения логопедов, родителей и, конечно, самих пациентов – детей. Чтобы ребенок произносил звуки правильно, требуется разработка определенной последовательности.
Работа со звуками является системным процессом, состоящим из нескольких стадий прохождения:
Постановка звуков, как правило, начинается с наиболее доступных для конкретного ребенка. Для этого прибегают к применению всех анализаторов: визуального, слухового, тактильного, вибрационного. Начинать упражнения следует с известных ребенку артикуляционных движений. Артикуляционная гимнастика играет решающее значение при постановке звуков.
Оптимальным вариантом артикуляционной гимнастики является лежачее положение ребенка и проведение дыхательных упражнений: вдох носом, выдох ртом.
Широкое распространение получила селективная артикуляционная гимнастика, дающая возможность достижения наиболее эффективных результатов, посредством использования вспомогательных артикуляционных упражнений. Сюда могут относится упражнения, направленные на развитие наиболее слабой стороны языка, губ, щек. Применяются упражнения с преодолением сопротивления, выбор которого зависит от конкретного речевого нарушения.
Для формирования правильного звукового произношения требуется соблюдение конкретной последовательности звуков, которые вводятся в речь. Как правило, введение начинается с наиболее простых звуков : А, У, О, И, Э, Ы; Б (Бь), П (Пь), М (Мь), В (Вь), Ф (Фь), затем при освоении их ребенком, следует переходить к более сложным : Т (Ть), Д (Дь), Н (Нь), К (Кь), Г (Гь), Х (Хь), Й, С (Сь), З (Зь), Ц и далее: Ш, Ж, Ч, Щ, Л (Ль). Последним ставится звук Р (Рь). Такая последовательность звуковой постановки предполагает постепенную подготовку артикуляционного аппарата к произношению того или иного звука. Естественно, что правила постановки являются общими и в индивидуальных случаях последовательность звуков может быть изменена. Однако, это, как правило, является редким и исключительным случаем.
Постановка звуков может происходить в одной из четырех вариаций:
Таблица имеет следующий вид:
←↑→↓ Ф → С →Ш ↓ ↓ В З → Ж
Х
↑
Ф → С → С’ → Щ ↓ ↓ ↓ Ш В → З → Ж В→ З → Ж М → Б Н → Д П → Б ↓ ↓ Т → Д ↓ ↓ К → Г
Рисунок 1.
В зависимости от диагноза т.е. от того, произношение какого звука нарушено ребенком, происходит выбор опорного звука и тренировка произношения. Упражнения выполняются, исходя из опорного звука и индивидуальных особенностей ребенка.
В качестве опорных звуков применяются следующие:
Рисунок 2.
Звук [с] тренируется при опоре на следующие звуки:
Звук [з] от звука [с], контроль голосовых связок Звук [ц] аффрикат, состоит из 2-х звуков: т – с т – с т-с тс ц Требуется сблизить их произношение, посредством звука [ф] и его долгого произнесения.
Рисунок 3.