Термин компетентность употребляется в узком значении, в отличие от, например, термина профессионализм, потому что в своей области специалист может быть профессионалом, но в тонкостях конкретной профессии может быть не совсем компетентным.
Основные черты компетентности:
Группы профкомпетентности:
Комплексные показатели таких видов профессиональной компетентности определяют показатели зрелости специалиста в своей профессиональной области, процессе общения, индивидуального мастерства профессионала.
Профессионально-педагогическая компетентность (ППК) является определенным свойством личности, и базируется на эрудированности, авторитете педагогического работника, которое позволяет результативно решать учебные и воспитательные задачи, формирующие личность другого человека. В определенном случае термин компетентность отождествляется с понятием педагогической деятельности. Такие способности педагогического работника способны превратить образовательный процесс в средство личностного формирования обучающегося. Из этого следует, что профессионально-педагогическая компетентность является совокупностью знаний и умений педагогического работника, являющегося субъектом образовательного влияния по формированию научных и практических знаний с целью результативного выполнения педагогических задач.
Специальная педагогическая компетентность педагогического работника - его подготовленность и авторитетность в сфере конкретной или нескольких наук, которая определяет наполнение учебных предметов и которым обучаемые овладевают в полной мере.
Научная педагогическая компетентность является умением педагога превратить научные знания в средство воспитательных методов, с целью воздействовать на личность студента.
Методической компетентностью является выбор между оптимальными методами обучения для решения определенных образовательных задач, подготовка будущих педагогических специалистов методам преподавательской деятельности.
Социально-психологической компетентностью педагога являются его знания процессов общения, осуществляющееся внутри групп самих обучающихся, между группами и педагогом. С учетом этого успешно решаются поставленные задачи для достижения высоких воспитательных результатов. Также она рассматривается как целостное определение субъекта общения и включает социально-перцептивную и коммуникативную виды компетентности.
Дифференциально-психологическая компетентность предусматривает профессиональные знания воспитателем личностных свойств и качеств обучающихся, их талантов, сильных и слабых сторон, недостатки и достоинства предшествующей подготовки. Планирование индивидуального подхода педагога к воспитаннику в процесс обучения.
Аутопсихологической компетентностью называется осведомленность педагога о слабых и сильных качествах своей собственной личности и педагогической деятельности, о методах саморазвития и совершенствования, что позволяет повышать эффективность образовательного и воспитательного процесса.
Общепедагогической компетентностью является информированность педагогического работника о необходимом и обязательном научном подходе к планированию и прогнозированию воспитательного процесса, результатом которого будут технологические приемы воспитания и обучения.
Профессионализм педагогической деятельности находит себя в выполнении образовательных и педагогических функций. Успешным выполнением профессиональных педагогических задач является способность обучаемого переходить из одного состояния в другое, а также достигать личностного психического новообразования. Эффективное выполнение функциональных заданий является появление инструментов педагогического, воспитательного влияния для того, чтобы получить психологические продукты в своей конкретной деятельности. Существенными результативными формами таких инструментов выступают различные педагогические технологии.
Психологический элемент педагогической деятельности выступает последовательной взаимосвязью и системой действий педагогического работника, которые направлены на получение поставленной цели при помощи выполнения педагогического задания. Проектировочным, конструктивным, организаторским, коммуникативным и гностическим компонентами определяются цели педагогической деятельности.
Проектировочная часть состоит:
Конструктивная часть предполагает:
Организаторская часть предполагает:
Интеграция - это основная функция организаторской деятельности. Она осуществляется при помощи использования разнообразных методов, форм и средств организаторской функции. Такими инструментами выступают - контроль, учет, индивидуальная ответственность за результат своих действий, проверка исполнения.
Коммуникативный предполагает взаимоотношения между:
Гностический элемент - это своеобразный стержень всех остальных компонентов. Он изучает содержание и способы воздействия на других людей, возрастные и индивидуально-типологические особенности этих людей, особенности педагогического функционирования и результаты собственной деятельности, ее достоинства и недостатки.
Для того чтобы обеспечить замкнутость и цикличность педагогического процесса, функции педагога должны состоять из планирования, организации познавательной деятельности, предъявления информации, формирования навыков и умений, систематизации знаний, стимулирования и мотивации личности обучающегося в процессе получения знаний, педагогической диагностики, корректировки учебного процесса. Каждый вид данной деятельности является главным и необходимым, и все они взаимосвязаны.