Творчески мыслящая часть общества является особо ценным ресурсом любой страны, от которого зависит и ее престиж, уровень экономики, уровень социальных отношений и в целом благополучие нации.
Творчество как педагогическое явление
Определение 1
Творчеством называют деятельность, порождающая нечто качественно новое: новый объект, новые знания, новые проблемы, способы их решения.
Под педагогикой творчества (в дальнейшем обозначено ПТ) рассматривают создание условий, побуждающих человека к вовлечению в процесс творческой самореализации, раскрытия и развития его созидательных возможностей.
ПТ трактует творчество не как обособленный вид деятельности. Любая деятельность, любая профессия, любое производство потенциально содержит элементы творчества. Следовательно, каждый человек потенциально может стать креативным.
Замечание 1
Задача ПТ :
- разглядеть специфическую креативность ребенка,
- обеспечить условия для развития его творческого потенциала (ТП)
Показателями развития ТП являются такие личностные образования, как:
- способность к открытию нового знания;
- появление новых мотивов, установок, целей учебной деятельности;
- освоение новых (для конкретной личности) способов деятельности;
- способность к импровизации
- интеллектуальная активность;
- продуктивность в учебно-познавательной деятельности.
Учеными установлено, что раскрытие ТП личности зависит в большей части от особенностей обучения и воспитания, чем от возрастных особенностей. А это означает, создание высокоэффективной и научно обоснованной ПТ - чрезвычайно важная проблема.
Условия организации учебно-творческой деятельности
Образовательная среда, ставящая своей целью развитие ТП каждого учащегося, должна создаваться с опорой на следующие принципы:
- принцип развития, в соответствии с которым содержание, формы, технологии нацелены на развитие личности, формирование готовности к постоянному самообразованию;
- принцип адаптивности, который регулирует баланс между адаптацией обучения под индивидуальность ученика и под запросы общества;
- принцип комфортности учебной деятельности, нацеленный на создание психологически благоприятствующей атмосферы, наличия эмоциональной поддержки и отсутствия факторов, способствующих созданию стресса;
- принцип ориентировочной функции знаний. Личность формируется не только как интеллектуально мыслящая, но и как творчески мыслящая;
- принцип деятельности, требующий освоения всех компонентов деятельности – умения постановки цели, постановки задачи, поиска способов решения ее решения, контроля и корректировки хода деятельности;
Требования к педагогу как субъекту творческого учебно-воспитательного процесса
Замечание 2
ПТ признает и создает различные пути обучения творческой деятельности, но достижение целей возможно через высококомпетентную деятельность педагога, сопровождающей творческое становление учащихся.
В систему социально-педагогических характеристик педагога, ориентированного на раскрытие ТП личности входят:
- профессионально-творческая готовность к организации поступательного развития творческих способностей детей;
- признание в качестве приоритетов в своей деятельности раскрытие ТП личности;
- Способность выявлять и индивидуальные особенности ТП каждого ребенка и подбирать необходимые условия для развития творческих способностей
с опорой на научные принципы ПТ;
- Владение педагогом личностно- ориентированными технологиями обучения и умеющего оценить развивающий и воспитательный эффект совместной деятельности;
- умение насытить образовательное пространство импровизацией, коллективным и индивидуальным творчеством;
- готовность поддерживать, стимулировать и поощрять все творческие проявления и импульсы ребенка;
- умение преобразовывать образовательную среду в опти- мальное пространство его творческого развития;
- способность к непрерывному самосовершенствованию в освоении основ ПТ.