Началом формирования педагогики раннего развития в самостоятельное ответвление в науке воспитания, считается первые годы 20 века. Развитие было тесно связано с расширением теоретических и практических знаний в области семейного и общественного воспитания детей. Именно в этот период формировались педагогические идеи укоренившиеся в педагогике.
Подход к педагогике в каждой стране менялся в зависимости от эпохи, философских пониманий человека, власти государства, религии, а также от культурной специфики разных слоев населения. Все педагогические системы объединялись единой структурой восприятия общих черт человечества, что определяло место человека в мире, его сущность, истоки происхождения и его способности.
Педагогические системы того времени выделяли следующие обозначения становления человека:
Тот, кто склонялся к мнению что в человеке все происходит от бога, и все возможности уже существуют в каждом, утверждали, что задача воспитания заключается в том, чтобы оберегать этот потенциал и не мешать его развитию.
Для тех, кто считал человека продуктом общественности, педагогика представлялась как задача воспитания детей, через помощь им в усвоении общих правил и норм.
На начальных этапах развития истории, воспитание и обучение детей не рассматривалось как чем-то нужным во взрослой жизни. Ребенок с раннего детства жил и развивался единой со взрослым жизнью, развитие происходила внутри системы взрослых паттернов и особенностей. Дети включались в жизнь групп людей с направленным воздействием со стороны родителей, которые влияли на поведение своих детей. Поэтому первобытная система воспитания в обществе было естественным, ненасильственным, в большой своей части эффективным.
Паттерны сформировавшиеся в каждой семье, передавались из поколения в поколение. Именно этот стихийно накопленный опыт стал первой системой образования. Эволюция первобытного общества привело к образованию имущественного расслоения, а образование семьи ознаменовало начало нового исторического типа образования. Теперь обучение и воспитание шли в направлении подготовки ребенка ко взрослой жизни.
В первобытной системе образования применялись только практический и теоритический опыт полученный внутри семьи. Воспитание не рассматривалось как важный инструмент для взрослой жизни.
На протяжении тысячелетий во главе воспитания детей стояла семейная интерпретация полученного опыта к реальности жизни. Методы воспитания формировались активнее чем могли бы быть усвоены, были ограничены бытом семьи, традициями народа. В них чувствовалось влияние поэтического и художественного творчества, общение детей друг с другом. Все семьи были патриархальны до первых лет 20 века. Переданные знания в области воспитания видоизменялись медленно и постепенно.
В Древней Греции, в 1-м тысячелетии до н.э. были вынесены первые проблемы требовавшие систематизировать образование под стандарты:
После составления выше описанных стандартов, образование стало напрямую регулироваться правительством. Исходя из их идеологическими и политическими взглядами.
XIV-XVI вв Эпоха возрождения стала свидетелем усиления в педагогике стремления опираться на природу человека. Э. Роттердамский (1466-1536) и М.Монтень (1533-1592) были гуманистами, которые видели в образование способ развития заложенных в человека природой качеств. Они хотели, чтобы личность воспитывалась активной, разумной, образованной, имеющая христианские ценности, и могла помогать окружающим.
Начало XVII века Педагогика обрела самостоятельный путь развития как отдельная наука. Я. Коменский, Ж-Ж Руссо, И. Песталоцци, все они были гуманистами, и стремились уравновесить значимость природного и общественного начала в человеке.
XIX век Начало формирования индустриального типа общества, где государственные школы набирали обороты, в которых соблюдались жесткие регламенты образования. Гуманистические идеи педагогики начинают уходить на второй план.
Конец XIX начало XX века Буржуазно-демократические и пролетарские революции захлестнули общественность. Западная Европа и США начали поиске новой новые организационные методики в образовании. Так возникла комплексная наука о детях – «педология».
Множественные изменения в педагогическом подходе в образовании детей, реализовывались различными педагогами, такими как:
Гуманистические идеи в педагогике раннего развития в России, после Октябрьской революции сошли на нет, свободное воспитание было сломлено тоталитарным режимом правления. Только в 60-е годы в России были возобновлены гуманистические идеи воспитания В.А. Сухомлинским, а после, в 80-е годы продолжены Ш.А. Амонашвили, И.П. Волковым, Е.Н. Ильиным, С.Н. Лысенковой, В.Ф. Шаталовым и другими.
В настоящее время разработано обширное количество образовательных программ. Существуют комплексные программы ориентированные как на развитие ребёнка всесторонне, так и на отдельные деятельности ребенка. Эти программы постепенно будут замещать те, которые построены на воздействии взрослого на выбор ребенка. Их суть заключается в том, чтобы передать ребенку знания, умения и навыки в обстановке жестко ограниченных требований.
Пока что система дошкольного образования все еще использует старые программы дошкольного обучения. Такое отставание от прогресса в обучении связано с полным уничтожением в 90-х годах системы ясельного воспитания. Прекращение выплат субсидий для домашнего обучения матерям, явно сказалось на развитии детей, ведь как известно обучение в домашних условиях благотворно влияет на ребенка.
Ясельные группы, спустя десятилетие, становится вновь актуальными в педагогике раннего развития. В связи с этим системный подход к обучению пересматривается, дошкольные учреждения рассматривают современные методики для более эффективного образования. В ближайшие годы стоит ожидать революции в системе дошкольного образования.