Основы системы воспитания


Основы системы воспитания

Определение 1

Воспитательной системой называется совокупность элементов, входящих в социальную действительность, которые обеспечивают всесторонний творческий рост человека и формируют его духовно и нравственно.

Современная школа в своей практической деятельности характеризуется двумя системами: дидактической системой, которая охватывает учебный процесс школьника и методической работой преподавателей, а также системой воспитательного процесса, то есть системой, включающей все внеучебные воспитательные мероприятия. Такие системы взаимосвязаны, хотя и имеют параллельное развитие. При подобной взаимосвязи личность школьников формируется и развивается более интенсивно.

Основные положения и цели воспитательной системы

Процесс воспитания личности начинает работать по мере входа ее в практическую деятельность. Такое положение объясняет процесс развития личности в ее взаимодействии с обществом, и получением социального опыта. Такое освоение невозможно без практической работы. К примеру, чтобы человек усвоил знания, он должен осуществлять познавательную деятельность.

Цель воспитания - всесторонне развить гармоничную личность, и в процессе такой работы нужно подключать обучающихся к разным видам деятельности. Нужно задействовать все структурные уровни их познавательной активности. К таким видам относятся:

  • учебно-познавательное и технически-творческое функционирование, где происходит решение задач на умственное и техническое развитие;
  • гражданско-общественное и патриотическое функционирование, связанное с воспитанием патриотизма;
  • полезное производительное функционирование, которое развивает созидательную деятельность и цементирует развитие остальных областей;
  • морально-воспитательное и нравственно-практическое функционирование (защищать слабых, помогать им в учебе, принимать участие в жизни стариков и инвалидов);
  • художественно эстетическое функционирование, способствующее развитию чувства прекрасного;
  • физкультурно-оздоровительное и спортивно-массовое функционирование, которое обеспечивает физическую подготовку.
Замечание 1

Нужно, чтобы все виды деятельности находились в тесной взаимосвязи, что и будет являться предпосылкой гармоничного, всестороннего развития личности обучающихся.

Специфика системы воспитания

Необходимо стимулировать активности воспитуемой личности в конкретной работе. Такое положение способствует высокой результативности и формированию личности.

Обучающиеся усваивают знания, что развивает их умственные способности, проявляют прилежание и старание в процессе познания. Активность ученика является толчком для развития его физкультурно-оздоровительных, морально-познавательных, нравственно-практических и художественно-эстетических видах деятельности. Если у обучающихся отсутствует интерес, то никакого развития происходить не будет. Интерес является некой потребностью, его отличают положительные эмоции. И любая работа ученика носит увлекательный характер.

Процесс воспитания - это проявление уважения и гуманности к личности с одной стороны, и с другой - проявление высокой требовательности. Так как в процессе воспитания у обучающегося появляются чувства и переживания по отношению к педагогу, что сказывается и на воспитании, и на процессе познания в целом. Подобные взаимоотношения должны создаваться на взаимном уважении, доверии, доброжелательности и демократизме. Таким образом, реакция ученика будет носить положительный характер и стимулировать его к познанию.

Преподавателю необходимо открывать перспективы роста учащихся, добиваться вместе с учениками радости от успехов. Это помогает ученикам быть активными, бодрыми и направляет их на открытие новых горизонтов. Процесс воспитания должен создаваться на выявлении только положительных качеств учеников. Познание дается по-разному для учеников, в соответствии с их уровнем развития и природными способностями.

Воспитание должно учесть и возраст, и индивидуальные качества каждого обучающегося, которые сказываются и на поведении, и на обучении. Педагог непосредственно влияет на самосознание воспитанников, особенно на начальном этапе развития, в младших классах. Большое влияние на воспитательный процесс оказывают умственные, физические и нравственные индивидуальные качества каждого обучающегося. Одни ученики имеют спокойный, уравновешенный характер, реагируют на замечания, в отношении с преподавателями и сверстниками проявляют уважение. Другие же являются раздражительными, резки в общении с другими людьми, проявляют неуважительное отношение, не могут заводить друзей. Такие моменты должны отражаться в воспитании. Ученики с повышенным уровнем раздражительности требуют к себе более внимательного и чуткого, заботливого отношения со стороны преподавателей, и со стороны сверстников.

Воспитание должно происходить посредством коллектива и в коллективе. Если осмысливать важность данного положения, то следует учесть две следующие закономерности:

  1. Первая закономерность: важнейшая воспитательная цель проявляется в формировании личности, с прививанием ей коллективизма, развитие у нее товарищеского духа. Личность должна быть воспитана в сплоченном морально здоровом, и нравственно чистом обществе.
  2. Вторая закономерность: воспитательный процесс не может и не должен ограничиваться личным воздействием преподавателя на каждого отдельного обучающегося.
Замечание 2

Воспитательный процесс должен быть единым и согласованным, объединять педагогические усилия наставников, родителей, семьи и социальных учреждений.

Как правило, обучающиеся находятся под непосредственным влиянием не одного, а нескольких преподавателей. В их воспитании задействованы и общественные учреждения, юношеские организации, общество, семья. Такое влияние должно быть сгармонированным, для получения высокой эффективности.

Если преподаватели не объединены единым коллективом, и не имеют единого, четко структурированного плана работы, единого подхода к ученикам, там не может состояться высоко результативного воспитательного процесса. И, следовательно, общество не получит активную, творчески развитую, высоконравственную, гармоничную личность. Само общество не сможет развиваться без такой личности.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :