Воспитательной системой называется совокупность элементов, входящих в социальную действительность, которые обеспечивают всесторонний творческий рост человека и формируют его духовно и нравственно.
Современная школа в своей практической деятельности характеризуется двумя системами: дидактической системой, которая охватывает учебный процесс школьника и методической работой преподавателей, а также системой воспитательного процесса, то есть системой, включающей все внеучебные воспитательные мероприятия. Такие системы взаимосвязаны, хотя и имеют параллельное развитие. При подобной взаимосвязи личность школьников формируется и развивается более интенсивно.
Процесс воспитания личности начинает работать по мере входа ее в практическую деятельность. Такое положение объясняет процесс развития личности в ее взаимодействии с обществом, и получением социального опыта. Такое освоение невозможно без практической работы. К примеру, чтобы человек усвоил знания, он должен осуществлять познавательную деятельность.
Цель воспитания - всесторонне развить гармоничную личность, и в процессе такой работы нужно подключать обучающихся к разным видам деятельности. Нужно задействовать все структурные уровни их познавательной активности. К таким видам относятся:
Нужно, чтобы все виды деятельности находились в тесной взаимосвязи, что и будет являться предпосылкой гармоничного, всестороннего развития личности обучающихся.
Необходимо стимулировать активности воспитуемой личности в конкретной работе. Такое положение способствует высокой результативности и формированию личности.
Обучающиеся усваивают знания, что развивает их умственные способности, проявляют прилежание и старание в процессе познания. Активность ученика является толчком для развития его физкультурно-оздоровительных, морально-познавательных, нравственно-практических и художественно-эстетических видах деятельности. Если у обучающихся отсутствует интерес, то никакого развития происходить не будет. Интерес является некой потребностью, его отличают положительные эмоции. И любая работа ученика носит увлекательный характер.
Процесс воспитания - это проявление уважения и гуманности к личности с одной стороны, и с другой - проявление высокой требовательности. Так как в процессе воспитания у обучающегося появляются чувства и переживания по отношению к педагогу, что сказывается и на воспитании, и на процессе познания в целом. Подобные взаимоотношения должны создаваться на взаимном уважении, доверии, доброжелательности и демократизме. Таким образом, реакция ученика будет носить положительный характер и стимулировать его к познанию.
Преподавателю необходимо открывать перспективы роста учащихся, добиваться вместе с учениками радости от успехов. Это помогает ученикам быть активными, бодрыми и направляет их на открытие новых горизонтов. Процесс воспитания должен создаваться на выявлении только положительных качеств учеников. Познание дается по-разному для учеников, в соответствии с их уровнем развития и природными способностями.
Воспитание должно учесть и возраст, и индивидуальные качества каждого обучающегося, которые сказываются и на поведении, и на обучении. Педагог непосредственно влияет на самосознание воспитанников, особенно на начальном этапе развития, в младших классах. Большое влияние на воспитательный процесс оказывают умственные, физические и нравственные индивидуальные качества каждого обучающегося. Одни ученики имеют спокойный, уравновешенный характер, реагируют на замечания, в отношении с преподавателями и сверстниками проявляют уважение. Другие же являются раздражительными, резки в общении с другими людьми, проявляют неуважительное отношение, не могут заводить друзей. Такие моменты должны отражаться в воспитании. Ученики с повышенным уровнем раздражительности требуют к себе более внимательного и чуткого, заботливого отношения со стороны преподавателей, и со стороны сверстников.
Воспитание должно происходить посредством коллектива и в коллективе. Если осмысливать важность данного положения, то следует учесть две следующие закономерности:
Воспитательный процесс должен быть единым и согласованным, объединять педагогические усилия наставников, родителей, семьи и социальных учреждений.
Как правило, обучающиеся находятся под непосредственным влиянием не одного, а нескольких преподавателей. В их воспитании задействованы и общественные учреждения, юношеские организации, общество, семья. Такое влияние должно быть сгармонированным, для получения высокой эффективности.
Если преподаватели не объединены единым коллективом, и не имеют единого, четко структурированного плана работы, единого подхода к ученикам, там не может состояться высоко результативного воспитательного процесса. И, следовательно, общество не получит активную, творчески развитую, высоконравственную, гармоничную личность. Само общество не сможет развиваться без такой личности.