Дефектология – это раздел медицины, который отвечает за изучение психофизических особенностей, проявляющихся в развитии детей с психическими, физическими недостатками. Анализирует закономерности их обучения и воспитания.
Воспитательный и обучающий процесс направленный на детей с психофизическими и умственными отклонениями, включен в государственную систему, характеризующая себя как единая в народном образовании, которая была создана в СССР. В настоящее время в нашей стране действует научно обоснованная система определённого образования для детей с аномальными отклонениями, она разрешает задачи связанные не только с общеобразовательной средней школой, но и со специфическими, которые включаются в создание благоприятных условий обучения детей с аномальными отклонениями.
В дореволюционной России существовало не большое количество учебных заведений приютного типа. Как правило финансирование осуществлялось за счет частных пожертвований, и подобные учреждения могли охватить всего лишь 5-6% детей с дефектами.
После Октябрьской Революции советское государство начинает обращать больше внимания на обучение и воспитание детей с аномальными отклонениями. В 1918 году, все специальные учреждения для детей с дефектами, были включены в общегосударственную систему народного образования, и финансировались впредь государством а не частными пожертвованиями. В.И.Ленин 10 декабря 1919 года, подписал документ о регулировании и определении функций народных комиссаров просвещения, здравоохранения и юстиции, в отношении воспитания, обучения и максимально эффективного лечения детей, с психофизическими, умственными, отклонениями.
Ряд проведенных съездов в 20-х годах XX века по темам здравоохранения и взаимодействия с детской дефектологией, имели внушительное воздействие на создание специальной системы образования в СССР, которая выделила дефектологию в отдельную, полностью самостоятельный раздел знаний.
Важнейшим событием, которое произошло в 1929 году, стало создание первого в стране научно-учебного центра, в котором осуществлялось изучение, создание, обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии. ЭДИ (Экспериментально-дефектологический институт) возглавляли советский ученый И.И. Данюшевский, он являлся директором, и научный руководитель Л.С. Выгосткий, также с ними плотно взаимодействовал декан первого в мире высшего учебного учреждения, занимавшегося подготовкой педагогов-дефектологов Д.И. Азбукин.
В современной России существует десять специальных образовательных учреждений для детей с аномальными отклонениями в развитии, которые объединены в сеть. Также существуют отдельные учебные заведения и классы, предназначенные для детей со сложными дефектами в развитии, к примеру, школа-интернат, который предназначен для слепоглухонемых детей, находящийся в городе Загорск.
В каждом подобном учреждении обучение проводится по специальным методикам, программам, учебно-наглядным пособиям, которые разрабатываются в Научно-исследовательском институте дефектологии при Академии педагогических наук СССР, а также на кафедрах дефектологических наук, образованных в педагогических институтах.
Не смотря на обширную систему специальных учреждений для детей с дефектами, все же существуют проблемы связанные с отбором таких детей, на основе актуальных достижений в медицине, психологии, дефектологии.
Отбор осуществляет специальная медико-педагогическая комиссия, в состав которой входят специалисты из различных профессий:
Все участники комиссии выявляют или уточняют медицинский диагноз, выделяя при этом дефекты, которые присутствуют в ребенке, и, отделяя их от остальных похожих состояний, при необходимости могут назначить стационарное лечение.
Психолог совместно с педагогом-дефектологом, определяют суть затруднений, которые возникают у ребенка в процессе обучения, их причины и характер неуспеваемости, проверяют уровень речи и характер нарушения в ней.
Рассмотрев все полученные данные, проведя анализ со всех сторон, комиссия делает выводы, касаемо обнаруженной аномалии в общем её понимании, и определяет для каждого ребенка характерное этим аномалиям специальное учебное заведение.
Проблема социально-трудовой адаптации выпускников специальных образовательных учреждений, является главной на сегодняшний день. Ведь от этого зависит будущее ребенка. Именно поэтому на старших степенях образования, больше 40% обучающего времени уделяется профессиональной ориентации детей, развитию у них эстетического вкуса, что позволяет выявить их интересы и направленности, склонности, потенциальные возможности.
Дети с аномальными отклонениями в развитии, очень чувствительны к неблагоприятным влияниям и состояниям, таким как: болезненные процессы, психические перегрузки, стрессы, в связи с этим компенсаторные механизмы разрушаются. Что приводит к снижению работоспособности и замедлению развития. Это приводит к ослаблению и неустойчивости психических процессов. Поэтому необходимо создать для ребенка с дефектами благоприятную сферу, в которой будут преобладать следующие условия: