Система школьного образования ориентирована на развитие личности, культуры, научных знаний учащихся, развитие способностей к обучению и активизация познавательной заинтересованности. Труд является одним из универсальных учебных действий. Его основной задачей в учебном школьном процессе является определение и практическое применение резервов производительности труда.
Организация трудовой деятельности представляет собой систему мероприятий, имеющих научное обоснование, ориентированных на улучшения прохождения учебного процесса, педагогического труда и его условий. Данная система имеет сложную и многогранную структуру. С ее помощью обеспечивается целесообразное использование временных, материальных, финансовых ресурсов, сил и способностей.
На сегодняшний день организация трудовой деятельности школьника представляет собой значимую проблему, требующую особого подхода к ее разрешению. Это обусловлено тем, что на школьном этапе развития у ребенка не имеется достаточное количество трудовых навыков и трудовой опыт требует привития рациональной организация, дабы избежать произвольного стихийного формирования.
Навыкам обучения, как правило не обучают, и потому труд школьника ориентирован на получение готовых знаний, исключая поиск неизведанного. В процессе обучения ученик выполняет активную роль. Его необходимо обучить получению и усвоению знаний и способам получения самообразования. Кроме того, если организовать учебный труд школьника рационально, то это благотворно скажется на разрешении вопроса охраны здоровья.
Трудовое обучение школьников, развитие способности к обучению представляет собой целую систему, включающую множество взаимосвязанных компонентов.
Организация трудового обучения школьников построена на основе системы, содержащей следующие основные элементы:
Система по организации школьного труда ориентирована на ликвидацию перегрузок в процессе обучения, развитие навыков самообразования, способности к познавательной деятельности, грамотному планированию своей деятельности и рациональному распределению трудовых и учебных ресурсов.
Трудовая деятельность школьников имеет важное значение для личностного развития и формирования основных трудовых знаний и навыков, необходимых в последующей жизнедеятельности.
Основными видами трудовой деятельности, в которую вовлекаются учащиеся школ являются:
Различные виды трудовой деятельность школьников приобщают их к будущей трудовой деятельности, развивают потребности в принятии участия в трудовой деятельности, требуют бережного отношения к материальным и иным благам общества, учат уважать и ценить свой и чужой труд.
Трудовая деятельность школьников направлена на воспитание основных качеств личности, таких как бережливость и трудолюбие.
Разновидности трудового воспитания в школе дополняются семейным трудом, несущим не менее важное значение для развития личности. Чтобы организация школьного труда имела положительные результаты, а каждый вид носил должное воспитательное воздействие, необходимо к организации школьного труда привлекать участие семьи и обеспечивать единое направление трудового воспитания в школьных стенах и с семье.
Организация трудовой деятельности школьников должны происходить таким образом, чтобы обеспечивать потребность учащихся в трудовой деятельности, воспитывать уважение и любовь к труду. Ценность труда и его роль в жизнедеятельности осознаются школьниками посредством специально разработанных форм организации трудовой деятельности.
К важнейшим формам организации труда школьников относятся: