Организация труда школьников


Организация труда школьников

Трудовое обучение школьников как системный процесс

Система школьного образования ориентирована на развитие личности, культуры, научных знаний учащихся, развитие способностей к обучению и активизация познавательной заинтересованности. Труд является одним из универсальных учебных действий. Его основной задачей в учебном школьном процессе является определение и практическое применение резервов производительности труда.

Замечание 1

Организация трудовой деятельности представляет собой систему мероприятий, имеющих научное обоснование, ориентированных на улучшения прохождения учебного процесса, педагогического труда и его условий. Данная система имеет сложную и многогранную структуру. С ее помощью обеспечивается целесообразное использование временных, материальных, финансовых ресурсов, сил и способностей.

На сегодняшний день организация трудовой деятельности школьника представляет собой значимую проблему, требующую особого подхода к ее разрешению. Это обусловлено тем, что на школьном этапе развития у ребенка не имеется достаточное количество трудовых навыков и трудовой опыт требует привития рациональной организация, дабы избежать произвольного стихийного формирования.

Навыкам обучения, как правило не обучают, и потому труд школьника ориентирован на получение готовых знаний, исключая поиск неизведанного. В процессе обучения ученик выполняет активную роль. Его необходимо обучить получению и усвоению знаний и способам получения самообразования. Кроме того, если организовать учебный труд школьника рационально, то это благотворно скажется на разрешении вопроса охраны здоровья.

Трудовое обучение школьников, развитие способности к обучению представляет собой целую систему, включающую множество взаимосвязанных компонентов.

Организация трудового обучения школьников построена на основе системы, содержащей следующие основные элементы:

  • Формирование навыков организации своей трудовой и учебной деятельности. В процессе трудовой деятельности, ребенок должен уметь ставит перед собой конкретные цели, выделять приоритетные направления работы, оценивать свои возможности и силы, планировать свою работу, выполнять трудовые задания, проводить оценку их результативности;
  • Формирование способности планирования и рационального расходования временных ресурсов;
  • Разработка оптимальных психологических условий труда и процесса обучения. Здесь предполагается привитие умения организации рабочего пространства, оформление кабинетов таким образом, чтобы их обстановка способствовала построению добрых и деловых взаимоотношений между педагогами и учениками, между учениками;
  • Формирование способностей организации учебного труда, его рационализация и детализация.

Система по организации школьного труда ориентирована на ликвидацию перегрузок в процессе обучения, развитие навыков самообразования, способности к познавательной деятельности, грамотному планированию своей деятельности и рациональному распределению трудовых и учебных ресурсов.

Разновидности трудовой деятельности школьников

Трудовая деятельность школьников имеет важное значение для личностного развития и формирования основных трудовых знаний и навыков, необходимых в последующей жизнедеятельности.

Основными видами трудовой деятельности, в которую вовлекаются учащиеся школ являются:

  • Учебная деятельность. Эта деятельность сопровождает все этапы школьного обучения. Ученики создают учебно-наглядные пособия, модели, механизмы, ухаживают за растениями и животными живого уголка;
  • Организация ручного труда;
  • Процесс самообслуживания. Состоит из деятельности по уходу за собой, своими вещами, уборку территории, класса, уход за учебной литературой;
  • Благоустройство школьной территории. Эта деятельность включает в себя проведение субботников, озеленительных работ, сбор металлолома, вторичного сырья;
  • Приобщение к производительному труду. Предполагает участие учащихся в сельскохозяйственных работах, оказание помощи на производстве. Эта деятельность организуется в старших классах.

Различные виды трудовой деятельность школьников приобщают их к будущей трудовой деятельности, развивают потребности в принятии участия в трудовой деятельности, требуют бережного отношения к материальным и иным благам общества, учат уважать и ценить свой и чужой труд.

Трудовая деятельность школьников направлена на воспитание основных качеств личности, таких как бережливость и трудолюбие.

Разновидности трудового воспитания в школе дополняются семейным трудом, несущим не менее важное значение для развития личности. Чтобы организация школьного труда имела положительные результаты, а каждый вид носил должное воспитательное воздействие, необходимо к организации школьного труда привлекать участие семьи и обеспечивать единое направление трудового воспитания в школьных стенах и с семье.

Формы организации трудовой деятельности школьников

Организация трудовой деятельности школьников должны происходить таким образом, чтобы обеспечивать потребность учащихся в трудовой деятельности, воспитывать уважение и любовь к труду. Ценность труда и его роль в жизнедеятельности осознаются школьниками посредством специально разработанных форм организации трудовой деятельности.

К важнейшим формам организации труда школьников относятся:

  • Создание непрерывных или временно действующих трудовых коллективов, необходимых для выполнения определенных видов работ. Например, это могут быть постоянные работы, связанные с озеленением школьной территории, уборкой классов или периодические задания, вроде организации праздника, совместного мероприятия.
  • Наличие школьных трудовых обычаев и традиций. К примеру, это могут быть выставки различного содержания, традиции подготовки праздников и изготовления в их честь чего-либо.
  • Создание производственных кооперативов в стенах школы. Здесь учащиеся привлекаются к общественно –значимому труду и получают за это денежную оплату.
  • Трудовые поручения индивидуального характера. Они могут носить различный временной характер, быть разовыми и постоянными, отличаться степенью сложности исполнения задания. Индивидуальные трудовые поручения учитывают способности и трудовые навыки учащихся, их возраст, пол. Они помогают в активизации трудовой заинтересованности, развивают потребности в реализации своих способностей и способствуют раскрытию природных задатков.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :