Общение в педагогической деятельности


Общение в педагогической деятельности

Сущность и содержание педагогического общения

Поскольку процесс общения относится к ключевым при осуществлении социального становления личности, то она применяется в педагогике в качестве средства решения образовательных задач. Посредством общения происходит организация взаимоотношений между субъектами образовательного процесса, создавая условия для продуктивного прохождения учебно-воспитательной работы.

К пониманию термина педагогического общения применяется несколько основных подходов:

  • Во-первых, оно рассматривается как профессиональная деятельность, осуществляемая посредством профессионального общения педагога и учащихся в процессе обучения;
  • Во-вторых, оно представляет собой системный процесс, состоящий из целей, задач, способов и приемов организации учебной работы, обеспечивающей направленность взаимодействия между педагогом и воспитанниками;
  • В-третьих, педагогическое общение считается системой взаимоотношений между субъектами учебного процесса, в ходе которого происходит информационный обмен, оказывается воздействие на воспитание личности учащегося и активизируются процессы самопознания и саморазвития;
  • В-четвертых, этот процесс представляет собой свободное взаимодействие исключительных партнеров, каждый из которых делает самостоятельный выбор в пользу другого и имеет свою особую роль и функцию.



Рисунок 1.

Общение позволяет передать культурный и исторический опыт развития общества и способствует усвоению нравственных ценностей.

Педагогическая деятельность является сложным системным процессом, состоящим из множества компонентов. Ведущую роль в структуре этой системы занимают три компонента, которые направлены на реализацию задач образования:

  1. Содержательный.
  2. Методический.
  3. Социально-педагогический.
Замечание 1

Основная роль отводится социально-педагогическому компоненту или педагогическому общению. Благодаря нему происходит реализация двух других компонентов. С помощью общения происходит координирования совместной работы педагога и учащихся, организация их сотрудничества и повышение эффективности учебного процесса.

Общение благотворно влияет на развитие активной позиции, творчества и самостоятельной работы учащихся, формированию основных интеллектуальных навыков и профессиональных качеств. Посредством педагогического общения, в любом учебном учреждении можно создать комфортные условия для организации учебного процесса и внеурочных мероприятий, воспитать культуру межличностных взаимоотношений, способствует развитию и утверждению своей значимости и педагогами и учащимися.

Педагогическое общение играет ведущую роль в системе образования и потому его проблемам уделяется огромное внимание в исследованиях ведущих ученых-педагогов. Первостепенное внимание уделяется разработке основ его построения и условий развития коммуникативных умений педагогов. Для этих целей были разработаны методики активного социального обучения в виде ролевых игр, дискуссий, тренингов, которые благотворно сказываются на освоении педагогами приемов взаимодействия и развития коммуникативных навыков.

Замечание 2

Еще одной из приоритетных направлений исследований педагогического общения является вопрос создания условий для взаимопонимания между педагогами и учащимися. Продуктивность от общения возможна только в случае установления нормальных, здоровых взаимоотношений между субъектами учебного процесса и полного взаимопонимания между ними. Для этого требуется отыскивать и создавать особые способы и условия.

В исследовательских разработках одним из значимых направлений является проблема педагогической этики и такта. От этих навыков педагога зависит повышение качества и продуктивности учебного процесса.

Этапы педагогического общения

Педагогическое общение проходит в несколько основных этапов:

  1. Построение модели будущего процесса общения педагогом. Педагогу необходимо заранее подготовить план, предстоящего занятия, его основные темы общения и спрогнозировать возможные варианты развития событий.
  2. Коммуникативная атака - осуществление организации процесса общения в момент начального взаимодействия. Общение педагога должно проходить таким образом, чтобы быстро вовлечь учащихся в учебный процесс, заинтересовать их в участии в этом процессе, уметь динамично воздействовать на учащихся и самопрезентовать себя.
  3. Координирование общения в процессе учебной деятельности. Организация педагогического общения возлагается на педагога. Он должен поддерживать инициативу учащихся, вносить необходимые поправки, в зависимости от ситуации.
  4. Проведение мониторинга общения – ориентация на соотнесение цели, средств и результатов общения. После завершения урока проводится оценка его эффективности и анализируется правильность и корректность общения, необходимость внесения поправок и доработок.



Рисунок 2.

Как показывает практический опыт, эти этапы общения не всегда применяются в полном объеме. Иногда некоторые из них вообще пропускаются, либо проявляются не в полной мере, а порой, напротив, оказываются чересчур затянутыми. При этом, наличие поэтапного общения присутствует в учебном процессе и в большинстве случаев применяется. Оно свидетельствует о значимости педагога в организации коммуникативных мероприятий в процессе обучения.

Функциональная роль педагогического общения

Общение является одной из приоритетных сторон педагогического процесса и потому имеет важное функциональное значение. По своей функциональной роли педагогическое общение относится к контактному и дистантному, информационному, побудительному, координационному процессу, посредством которого происходит установка взаимоотношений между субъектами учебного процесса.

Поскольку педагогическое общение ориентировано на успех освоения учебного материала учащимися, что требует создания благожелательной атмосферы в обучении, то оно способствует самоактуализации и последующему развитию учащихся.

Основными функциями педагогического общения являются:

  • Познавательная – проявляющаяся в познании мира, объяснении основных законов его функционирования, определении социально значимых и личностно важных аспектов в познаваемых процессах и явлениях;
  • Эмотивная – отношение педагога к учащимся и содержанию учебного материала;
  • Регулятивная – координация учебной деятельности при помощи общения;
  • Воспитывающая – направленность общения на формирование и развитие важных социальных свойств личности;
  • Фасилитативная – облегчение выражения своей индивидуальности учащимся и проявление своих положительных сторон;
  • Саморазвития – актуализация своих способностей и возможностей.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :