Поскольку процесс общения относится к ключевым при осуществлении социального становления личности, то она применяется в педагогике в качестве средства решения образовательных задач. Посредством общения происходит организация взаимоотношений между субъектами образовательного процесса, создавая условия для продуктивного прохождения учебно-воспитательной работы.
К пониманию термина педагогического общения применяется несколько основных подходов:
Рисунок 1.
Общение позволяет передать культурный и исторический опыт развития общества и способствует усвоению нравственных ценностей.
Педагогическая деятельность является сложным системным процессом, состоящим из множества компонентов. Ведущую роль в структуре этой системы занимают три компонента, которые направлены на реализацию задач образования:
Основная роль отводится социально-педагогическому компоненту или педагогическому общению. Благодаря нему происходит реализация двух других компонентов. С помощью общения происходит координирования совместной работы педагога и учащихся, организация их сотрудничества и повышение эффективности учебного процесса.
Общение благотворно влияет на развитие активной позиции, творчества и самостоятельной работы учащихся, формированию основных интеллектуальных навыков и профессиональных качеств. Посредством педагогического общения, в любом учебном учреждении можно создать комфортные условия для организации учебного процесса и внеурочных мероприятий, воспитать культуру межличностных взаимоотношений, способствует развитию и утверждению своей значимости и педагогами и учащимися.
Педагогическое общение играет ведущую роль в системе образования и потому его проблемам уделяется огромное внимание в исследованиях ведущих ученых-педагогов. Первостепенное внимание уделяется разработке основ его построения и условий развития коммуникативных умений педагогов. Для этих целей были разработаны методики активного социального обучения в виде ролевых игр, дискуссий, тренингов, которые благотворно сказываются на освоении педагогами приемов взаимодействия и развития коммуникативных навыков.
Еще одной из приоритетных направлений исследований педагогического общения является вопрос создания условий для взаимопонимания между педагогами и учащимися. Продуктивность от общения возможна только в случае установления нормальных, здоровых взаимоотношений между субъектами учебного процесса и полного взаимопонимания между ними. Для этого требуется отыскивать и создавать особые способы и условия.
В исследовательских разработках одним из значимых направлений является проблема педагогической этики и такта. От этих навыков педагога зависит повышение качества и продуктивности учебного процесса.
Педагогическое общение проходит в несколько основных этапов:
Рисунок 2.
Как показывает практический опыт, эти этапы общения не всегда применяются в полном объеме. Иногда некоторые из них вообще пропускаются, либо проявляются не в полной мере, а порой, напротив, оказываются чересчур затянутыми. При этом, наличие поэтапного общения присутствует в учебном процессе и в большинстве случаев применяется. Оно свидетельствует о значимости педагога в организации коммуникативных мероприятий в процессе обучения.
Общение является одной из приоритетных сторон педагогического процесса и потому имеет важное функциональное значение. По своей функциональной роли педагогическое общение относится к контактному и дистантному, информационному, побудительному, координационному процессу, посредством которого происходит установка взаимоотношений между субъектами учебного процесса.
Поскольку педагогическое общение ориентировано на успех освоения учебного материала учащимися, что требует создания благожелательной атмосферы в обучении, то оно способствует самоактуализации и последующему развитию учащихся.
Основными функциями педагогического общения являются: