Понятия обучения и развития
В педагогике мы часто встречаем такие понятия как обучение и развитие. Говоря об обучении, мы подсознательно думаем и о воспитании и развитии. Считается, что основами образования являются обучение, воспитание и развитие. Однако, вопрос, насколько близки и далеки эти два понятия: обучение и развитие, рассматривается на протяжении столетий разными авторами разных наук и дисциплин. Об этом говорит, как сама педагогика, так и психология, философия и многие смежные дисциплины.
Что же такое обучение? Что такое развитие? И как они взаимосвязаны между собой. Стоит посмотреть на определения этих понятий. Хотя в настоящее время множество трактовок данных определений, можно выделить из всех из них основное:
Определение 1
Обучение – это конкретный целенаправленный вид педагогического воздействия, направленный на организацию и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.
Определение 2
Развитие – это процесс и результат количественного и качественного изменения, заключающиеся в переходе качества личности от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных.
Выделяют физическое, психическое, социальное, духовное развитие.
Различные взгляды на связь обучения и развития
В настоящее время выделяются несколько подходов к определению связи обучения и развития:
- Первый заключается в разделении этих двух процессов, проходящих «независимо» друг от друга. По мнению авторов, высказывающих мнение по данному вопросу, считается, что обучение это чисто внешний процесс, не оказывающий активного влияния на развитие личности. Ведь если ребенка не обучать, развитие все равно будет происходить, хотим мы этого или нет. Однако, развитие должно предшествовать обучению, так как у ребенка сначала должны сформироваться определенные функции (развиться) прежде чем появиться возможность чему-либо его научить. Соответственно этому подходу, обучение является как бы продолжающим развитие процессом. По данной концепции нет места для коррекции дефектов развития.
- Второй подход в решении вопроса о связи обучения и воспитания выявляет, что обучение и развитие – это тождественные понятия, это одно и то же. Т.е. развитие рассматривается равным обучению, а обучение равным развитию. Исходя из этой концепции, ребенок научается чему-либо по мере развития, он полностью зависит от той социальной и культурной среды, в которой происходит его развитие и в данном случае возможно обучение всему тому, что является важным и приоритетным в этой среде. Обучение и развитие считаются совпадающими во времени и пространстве процессами, а ребенок – пассивным объектом, не включенным в процесс своего развития. Основными представителями данной теории являются У. Джемс и Э. Торндайк.
- Последняя теория говорит о том, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой. Отсюда, развитие и обучение – это процессы, не совпадающие во времени и пространстве, однако, между ними существует некая взаимосвязь, которая в свою очередь является сложной, изменяющейся с течением времени структурой. По данной теории обучение является более широкой деятельностью, заключающейся в общении и сотрудничестве ребенка с взрослым, начинающейся с помощи взрослым ребенку в открытии предметов и объектов окружающей действительности и узнавании способов их употребления. Обучение здесь рассматривается, как движущая сила развития, побуждающая формирование тех процессов, которые невозможны без специальной педагогической деятельности. Важнейшая роль обучения в этом случае есть создание условий для получения возможности овладевания собственным поведением и развитием. Основателем данного подхода является Л.С. Выготский и его теория развития, использующаяся как основа в традиционной системе образования по сегодняшний день.
Уровни развития
Учение Выготского рассматривает два уровня развития:
- Зона актуального развития. Это тот уровень, на котором ребенок находится в данный момент времени. Этот уровень показывает уже сформированные психические процессы. Это тот уровень, в соответствии которому ребенок самостоятельно способен выполнять какие-либо действия.
- Зона ближайшего развития. Это уровень перспективного развития в ближайшее время. Это действия, которые ребенок может выполнить с помощью взрослого.
Образование в своей цели ориентируется как раз на перспективное развитие личности, а, соответственно, опирается не только на уже сформированные психические процессы, но и на те, которые находятся в стадии становления или развития. В дошкольных и школьных учебных заведениях детей учат новому, неизвестному или еще не осознанному. Ребенку дают возможность выполнить не только то, что он и так уже умеет и с чем легко справляется, но и немного больше, давая возможность выполнить чуть больше и попробовать свои силы на более сложном задании, тем самым продвигая его в развитии.
Л.С. Выготский предложил взять за основу образования следующие объективные утверждения:
- обучение опирается не только на зоны актуального и ближайшего развития, но и формирует своей деятельностью зону ближайшего развития, которая в свою очередь переходит в сферу актуального развития;
- обучение, опираясь не только на уже сформированные высшие психические функции, но и на те, которые еще находятся в стадии развития, помогая и ускоривая их развитие, двигает развитие вперед, ведет за собой. А потому обучение и воспитание в педагогике должно ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день.
Замечание 1
В настоящее время педагогика рассматривает в большей степени последнюю трактовку соотношения обучения и воспитания. На ее основе строится современная система образования, придерживающаяся мнения о наиболее эффективном методе обучения – развивающем обучении. А развивающим обучение можно назвать лишь тогда, когда оно развивает зону ближайшего развития, углубляя и расширяя ее.