Важнейшие социальные институты, которые готовят подрастающее поколение к возможностям адекватного ответа вызовам своего времени - это семья и школьное учреждение. В современной жизнедеятельности существенно повысилась ответственность семьи в реализации образовательной функции по отношению к собственным детям. Образовательная функция представляет собой формирование и обеспечение семьей необходимых условий для образования собственных детей, их саморазвитие и самоактуализацию посредством учебной и образовательной деятельности, взаимодействие семьи с другими образовательными (государственными и общественными) институтами при решении ими образовательных задач и контроле за образовательным процессом.
Все больше образовательный процесс индивидуализируется, и семья является подходящим субъектом в образовательной деятельности, она формирует, реализует, корректирует индивидуальную образовательную программу каждого ребенка, его индивидуальный образовательный маршрут.
В последнее время происходит кризис семейных ценностей как социокультурного феномена. Семейный кризис проявляется в финансовых трудностях семьи с детьми, растет число сирот, резко уменьшилось количество детского населения в стране, снизилась численность детей в семье, выросло количество супружеских пар, которые не имеют детей. Таким образом, произошел кризис в традиционной семейной модели в России. Подверглись трансформации базовые семейные функции, имеющие отношение к образованию, воспитанию, развитию, социализации детей.
Семья - это важнейшая образовательно-воспитательная и развивающая ребенка среда, которая имеет свою систему ценностей и традиций, потребностно-мотивационный фундамент, численный состав (структура), конкретные взаимоотношения, материальное обеспечение.
Семьей решаются образовательные и воспитательные развивающие функции, то есть образовательные задачи. Образовательная задача семьи - это создание необходимых условий для раскрытия и развития возможностей ребенка, формирования его мотивации к процессу самопознания, саморазвития и самообразования, которые направлены на становление его личности и индивидуальности.
Образовательную функцию семьи научно исследовали с середины девятнадцатого столетия. Педагогическая научная основа семьи была заложена в исследованиях и педагогических трудах Ушинского К.Д., Вентцеля К.Н. Толстой Л.Н. в семейной педагогике важным считал самопроизвольное развитие творческого потенциала и талантов детей в семье, как результат этого выступала самореализация детей. Ушинским К.Д. также признавалась необходимость и возможность развивать природные силы и дарования ребенка в семье, подчеркивалась изменчивость им детских личных черт и качеств под влиянием семейного уклада.
В отечественной и зарубежной гуманистической психологии, и педагогике семья рассматривается как важный источник по формированию и реализации способностей ребенка, потому что она может способствовать или препятствовать развитию духовности, социальной активности и самореализации человеческой личности. С одной стороны, российские семьи готовы воспитывать, образовывать, социализировать ребенка, а с другой стороны присутствует кризисное положение, в котором она оказалась.
Образовательные возможности семьи можно определить, как:
Таким образом, семейным образовательным потенциалом называются условия в совокупности, направленные на полноценное осуществление ее образовательной, воспитательной, развивающей задачи. Из ценностного, субъектного, эмоционального, психологического, материального, организационного, пространственно-временного компонентов складываются образовательные возможности семьи.
Ценностный компонент является перечнем приоритетов семьи в жизнедеятельности, отношениях, в него включается смысловой акцент человеческого отношения, трудового процесса, познавательной деятельности, социальной и общественной активности, в целом всей жизни.
Субъектный компонент состоит из совокупности членов семьи, включенных в образовательный, воспитательный, обучающий, развивающий процесс и социализацию ребенка, их культурный и образовательный уровень, а также психологическую и педагогическую компетентность.
Эмоциональный и психологический компоненты представляют собой стиль отношений, характер лидерства в семье, определенного ожидания от ребенка и форму их выражения.
Материальный, или предметный компонент представлен наличием в жизненном пространстве семьи материальных резервов для формирования и развития способностей, талантов, интересов своих детей.
Организационный компонент проявляется в ориентации членов семьи на организацию образовательного и самообразовательного процесса ребенка, характеризует совместную деятельность всех членов семьи и окружающего общества (участие в образовательных событиях, посещение культурных центров, тематических выставок, услуги дополнительного образования, чтение книг, просмотр фильмов, поход в музеи, на концерты, библиотеки).
Таким образом, и организационный, и пространственно-временной компоненты образовательных возможностей семьи являются совокупностью семейных возможностей по организации совместного образовательного и познавательного процесса как в семейном пространстве, так и за ее пределами, обладанием для этого местом и временем, другими необходимыми ресурсами.