В современной российской образовательной системе активно внедряются информационные технологии в образовательную деятельность. Педагог - это основной субъект в реализации происходящих реформ в образовательной системе. Модернизационная образовательная концепция говорит о том, что квалифицированный, подготовленный на современном уровне педагог занимает ключевую позицию в модернизационном образовательном процессе. Современное образование призвано успешно решать основные задачи социализации:
Повышаются требования к качеству образовательного процесса в целом и профессионализму, развитию творческого потенциала преподавателя, готовность к непрерывному повышению профессионального уровня.
В организациях, осуществляющих образовательные функции необходимо создать условия по функционированию электронной информационной и образовательной среды, состоящей из электронных информационных ресурсов, электронных образовательных ресурсов, совокупности информационных технологий, телекоммуникационных технологий, определенных технологических средств. Информационная и образовательная среда выступает как сфера и средство развития профессионального уровня преподавателя и учеников.
Для того, чтобы успешно развивалась электронная информационная и образовательная среда в образовательном учреждении необходимо создать личностное информационное пространство преподавателя, являющееся его неотъемлемой частью. Понятие личностного пространства не имеет четких определений и рассматривается во взаимодействии среды и личности, которая может быть раскрыта в образовательном процессе, благодаря которой обеспечивается эффективная социализация личности, легко адаптирующейся к изменяющимся условиям.
Педагогическая наука определяет понятие образовательного пространства как важную характеристику образовательной деятельности, отражающей основные этапы и закономерности развития образовательного процесса как фундаментальную характеристику общества, его культурную деятельность; пространство, которое определило воспитательные и образовательные идеи.
Образовательное пространство представлено в многообразии его системной, процессуальной, ресурсной, субъектно-деятельностной, духовно-информационной составляющей, целостность его обеспечивается процессами интеграции на всех уровнях, и затрагивает все компоненты пространства, непрерывностью образовательной деятельности во всех ее составляющих по всем параметрам.
Успешный педагогический процесс невозможен без готовности развиваться в инновационной сфере. Преподаватель настоящего времени должен быть профессионально успешным, компетентным, авторитетным в среде учеников, постоянно развивать свой потенциал. В информационном обществе преподаватель должен уметь приспосабливаться в постоянно изменяющейся образовательной ситуации, опираться на ранее приобретенный ценный опыт. Следовательно, главная задача современного образовательного процесса заключается в обеспечении непрерывного профессионального развития преподавателя, профессиональное его самосовершенствование, подготовка его к работе в постоянно обновляющейся педагогической жизни.
Эффективно решать свои профессиональные проблемы преподаватель будет с помощью современных технологий, методических приемов, идей, передовых методик преподавания. Информационные и образовательные ресурсы помогут раскрыть преподавателю свой творческий потенциал, способности, постоянно развиваться и самосовершенствоваться в образовательных вопросах. Саморазвитие лежит в основе профессионального роста, представляет собой внутреннюю активность качественного преобразования самого себя, самоизменение. Нужен ресурс по профессиональному развитию преподавателей, ориентированный на самообразовательную деятельность, на развитие его профессиональных и личностных характеристик, информационных и коммуникативных компетенций. Личностное информационное пространство преподавателя представляет собой такой ресурс.
Образовательное пространство преподавателя находится в рамках взаимодействия личности и среды в образовательной деятельности. Это самое пространство формируется самой личностью преподавателя.
Образовательное пространство преподавателя - это многокомпонентная система, проектируемая и создаваемая самим преподавателем, способствует развитию его информационной и коммуникативной компетенции, устанавливает отношения и связи между субъектами образовательной деятельности с целью достижения образовательной цели и задачи.
Преподаватель развивается в соответствии со своими индивидуальными особенностями, создавая свое образовательное пространство, которое становится частью информационной и образовательной среды всего образовательного учреждения.
Образовательное пространство преподавателя помогает индивидуализации и дифференциации образовательной деятельности по объему усвоения, содержанию учеников, повышает их заинтересованность в обучении, создает условия для реализации их талантов, способностей, повышает мотивацию учеников к предметам, помогает строить разноуровневое обучение.
Следовательно, современная образовательная система обеспечивает непрерывный процесс профессиональной компетенции преподавателя, способствует его самосовершенствованию. Обучение в педагогическом вузе становится основой для профессиональной деятельности. Свои профессиональные задачи преподаватель успешно решает при помощи:
Основным участником образовательного процесса является преподаватель, поэтому образовательное пространство преподавателя необходимое условие продуктивного педагогического взаимодействия. Работая над личным образовательным пространством, преподаватель накапливает свой творческий потенциал. Преподаватель самосовершенствуется и самообразовывается, что помогает ему сохранять профессиональную компетентность и гарантирует профессиональный рост. Личностное образовательное пространство преподавателя удовлетворяет его потребностям в повышении квалификации, повышает качество обучения.