Индивидуальное обучение представляет собой форму организации образовательной деятельности, при которой происходит диалоговое взаимодействие между педагогом и учеником, а учащийся взаимодействует только со средствами обучения. Индивидуальное обучение имеет огромное значение для эффективности организации учебной деятельности. Оно позволяет приспособить методы, приемы и формы обучения под конкретного ребенка, его индивидуальные особенности и способности.
Применение концепции индивидуального обучения позволяет корректировать учебную работу педагогов и учащихся и адаптироваться к меняющимся условиям общественного развития и организации образовательной системы. Такой подход делает возможным достижение высоких результатов обучения, при оптимальном распределении времени и энергетических затрат.
Рисунок 1.
Индивидуальный подход обеспечивает учебную деятельность особыми механизмами, которые приводят к высокому качеству обучения и минимизируют требуемое ресурсное обеспечение. Такой подход к образовательной работе базируется на следующих принципах:
Индивидуализация представляет собой построение учебного процесса таким образом, чтобы применяемые средства, способы и методы обучения отвечали индивидуальным потребностям и личностным особенностям учащихся.
Индивидуализация обучения охватывает все стадии учебной деятельности: ее цели, задачи, приемы и средства обучения. Индивидуализация благотворно сказывается на развитии трудолюбия, творческих навыков, самостоятельности.
Сущность индивидуализации заключается в построении учебной программы таким образом, чтобы обучение шло от ребенка к дисциплине или от его возможностей, которыми он обладает для обучения. Индивидуальный подход не ориентируется на среднего учащегося. Он направлен на выявление и развитие лучших личностных свойств, прогнозирование развития личности, построение персональных учебных программ и моделей учебной деятельности.
Организация учебного процесса по технологии индивидуального обучения возможна при применении форм индивидуализации. Существует три основных формы индивидуализации:
Формы индивидуализации разработаны для учета индивидуальных качеств каждого ученика. Первая форма обучения предполагает разделение классов в школе на два типа :
Обучение ускоренными темпами является очень эффективным. Это объясняется тем, что происходит сокращение времени на получение профессиональной квалификации, развиваются интеллектуальные способности учащихся, за счет мощного умственного напряжения и это приносит пользу для экономического развития, поскольку способствует ускорению темпов роста и развития.
Применение ускоренного темпа должно осуществляться рационально. Поскольку, подбор оптимального темпа зависит от множества показателей, то ускоренный темп должен отвечать способностям учащихся. Через чур быстрый темп приводит к поверхностному усвоению знаний, а слишком низкий темп ведет к торможению процесса развития. Поэтому, выбор оптимального темпа обучения является важной задачей применения технологии индивидуализации.
Наряду с этими тремя формами индивидуализации применяются их разнообразные комбинации. Например, могут быть организованы постоянные или временные однородные группы, объединенные каким-то предметом, при этом и учащиеся, входящие в состав этих групп по другим дисциплинам, занимаются в своих обычных учебных аудиториях. Это благотворно сказывается на ликвидации организационных недостатков и воспитательных недоработок в однородных классах и делает возможным гибкий учет индивидуальных особенностей учащихся.
Технология индивидуального обучения базируется на выработке у ребенка способности к самостоятельной работе, стремлению к самостоятельному познанию. Такой способ получения учебной информации нацелен:
Технология индивидуального обучения позволяет учитывать персональные особенности учащихся и отслеживать продвижение в учебном процессе, чтобы своевременно вносить корректировки при неправильном восприятии информации. Такой подход делает возможным сформировать адекватную самооценку у обучающихся, способствует преодолению комплексов и развитию волевых качеств. Кроме того, между субъектами учебного процесса происходит формирование тесных взаимоотношений, устанавливается сотрудничество.
Механизмами реализации индивидуального подхода обучения являются методы усложняющихся задач, что развивает стремление к познавательной активности учащегося и дает ему возможность работать на том уровне, который для него является приемлемым и не вызывает сложностей. Индивидуальные программы обучения разрабатываются в конце каждого учебного года. Они учитывают желания и способности учащихся, их итоговые результаты освоения учебного материала и потребности в расширении объема знаний.