В наши дни познавательная и творческая активность школьника реализуется посредством применения технологий образования. Они позволяют повысить качество образования, более продуктивно распределять учебное время и сокращать нагрузку с учащихся, посредством сокращения времени для выполнения домашней работы.
В учебном процессе применяются многообразные педагогические технологии. Они представляют собой систему взаимосвязанной деятельности субъектов учебного процесса, базирующиеся на определенной концепции с конкретными принципами и координацией содержания, целей, методик и средств обучения.
Образовательные технологии классифицируются по различным основаниям и каждая технология несет свою функциональную роль. Технологии обучения представляют собой четко фиксированную последовательность действий и операций, гарантирующих получение необходимого результата. Технологии обучения базируются на идеи полной регулируемости процесса обучения и воспроизводимости типовых образовательных циклов.
Современные образовательные технологии применяются на базе различных методов. При этом, применяемая методика образовательных технологий может быть вариативной или динамичной, исходя из условий организации учебного процесса, программ обучения, особенностей учащихся. Методики преобразуются в технологии только после отработки в течение определенного временного периода.
В зависимости от применяемых методов построения, современные образовательные технологии классифицируются следующим образом:
Проблемное обучение представляет собой организацию проведения учебного процесса, на основе построения педагогом проблемных ситуаций и развивает самостоятельность учащихся в поиске разрешения проблем, применения творческого подхода, что делает возможным более успешное освоение учебных программ и развивает мыслительные способности.
Эта технология обучения базируется на использовании методики развития проблемной мотивации, что требует соразмерного построения содержания учебного материала. Проблемные методы являются методами, базирующимися на разработке проблемных ситуаций, формировании и развитии познавательной заинтересованности учащихся, которая необходима для применения знаний и навыков в поиске способов разрешения, имеющейся проблемной ситуации. Проблемные ситуации бывают двух типов:
Проблемный метод обучения может быть использован на любом этапе учебной деятельности.
Исследовательский метод обучения связан с постановкой задачи, которую необходимо исследовать и разрешение которой не известно заранее. Учащиеся занимаются проведением исследовательских работ, опираясь на свои знания и опыт, а также применении новых творческих подходов и оригинальных идей разрешения учебных задач. Исследовательский метод обучения способствует развитию таких качеств личности как:
Применение игровых технологий базируется на игровой форме взаимоотношений между педагогами и учащимися, посредством построения особой формы игры, в содержание которой включаются определенные задачи учебного процесса.
Теоретическими разработками в области применения игры и построением ее методологическим основ занимались известные ученые-педагоги Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин. Игра и игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе. Игровые технологии имеют особую функциональную роль. Благодаря их применению развивается познавательный интерес, тренируется память и формируются речевые умения и навыки. Кроме того, осуществляется стимуляция интеллектуальной работы учащихся, развивается внимание и познавательный интерес к учебной дисциплине. Игра помогает развивать активную деятельность учеников и преодолеть их пассивность. Игровые технологии имеют полезность с самых разнообразных сторон.
Игра выполняет социальную, функцию самореализации, межнационального сотрудничества, диагностическую, терапевтическую, развлекательную функции. Каждая игра имеет свое смысловое и образовательное назначение. Игры применяются в качестве воспитательных средств и основанные на них технологии образования способствуют развитию ребенка во всех областях, создают условия для его социализации и обеспечивают адаптацию к условиям жизнедеятельности.
Игровые технологии несут определенное социокультурное назначение, проявляющееся в освоении культурного опыта и наследии своего народа. Игра способствует развитию всесторонне развитой личности, способной существовать в социуме и быть его полноправным членом.