Методы логопедии


Методы логопедии

Понятие и виды логопедических методов

Определение 1

Метод представляет собой способ достижения какой-либо цели, либо ориентированный на решения определенной задачи, посредством использования приемов и операций теоретического или практического направления ознакомления с окружающей действительностью.

Все методы, применяемые в логопедической практике делятся на несколько групп:

  • Организационные методы- метод сравнения, исследование в динамике, комплексное исследование;
  • Эмпирические методы – обсервационные методы, экспериментальные методы, психодиагностические – тестирование, анкетирование, интервьюирование; праксиметрические примеры анализа деятельности;
  • Осуществление количественного и качественного анализа, собранной информации;
  • Интерпретационные методы – выявление связей между полученными данными, между частями и целым, между отдельными показателями, между функциями и системой, объяснение выявленной информации;
  • Проведение мониторинга теоретической информации – анализ медицинской, психологической, педагогической, лингвистической литературы по изучаемой проблеме;
  • Практические методы – игровые упражнения и моделирование. Применение игр очень актуально в логопедической работе с детьми. Игровые методы предполагают постановку воображаемой ситуации, сюжета и ее исполнение в игровой форме. С детьми дошкольного возраста применяются разнообразные игровые варианты, все зависит от конкретной коррекционной задачи. Моделирование представляет собой построение моделей из различных материалов – образцов, муляжей, кукол, которые наглядно демонстрируют исследуемую ситуацию.

В практической логопедической деятельностью используется большое разнообразие технических средств, благодаря которым достигается объективность, проводимых исследований: интонографы, спектографы, назометры, видеоречь, спинометры, фонографы. Помимо этого, применяется аппаратура, направленная на исследование в динамике речевой деятельности и ее отдельных составных частей: рентгенокинофотография, глоттография, кинематография, электроммиография.

Основные условия продуктивного применения логопедических методов

Чтобы, применяемые методы приносили необходимый практический результат, требуется соблюдать некоторые условия их использования. К ним относятся следующие:

  • Применение моделей должно максимально передавать суть исследуемого явления или процесса, модель должна быть идентичной изучаемому процессу и максимально передавать его специфические свойства;
  • Используемая методика логопедической терапии должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям развития ребенка;
  • Применяемые методы должны помогать в упрощении процесса освоения навыков, умений и знаний;
  • Если используются наглядные методы, то они должны быть расположены в зоне четкой видимости, отвечать поставленным коррекционным задачам, сопровождаться четкими и доступными устными пояснениями, быть направленными на развитие наблюдательности и речевой активности;
  • Воспроизведение различных аудио файлов должно обязательно сопровождаться пояснениями логопеда;
  • Чтобы обеспечить развитие связной плавной речи, ликвидировать заикание можно использовать видео файлы и диафильмы;
  • Выбор словесных методов должен быть обусловлен возрастными особенностями детей, конкретным речевым нарушением и стадией коррекционной логопедической терапии;
  • Словесные методы для детей дошкольного возраста должны применяться в комплексе с практическими и наглядными;
  • Проведение бесед должно находиться в соответствии с логикой мыслительных процессов ребенка и его специфическими чертами мыслительной деятельности, а также помогать активации мыслительных процессов и находиться в зоне ближайшего развития ребенка;
  • Характер и средства любой методики должны отвечать целевому назначению коррекционной работы.

Методы логопедического воздействия

Определение 2

Логопедическое воздействие представляет собой процесс, направленный на достижение целей и задач корректирующего обучения и воспитания.

Логопедическое воздействие проходит в несколько стадий, каждая из которых характеризуется своими коррекционными задачами и применением определенных методов воздействия.

Логопедическое воздействие на детей с речевыми дефектами связано с нормализацией социальных взаимосвязей и отношений с окружающими людьми.

Огромное значение в логопедической работе отводится исправлению и развитию личности ребенка и его основных свойств, с учетом индивидуальных черт каждого ребенка, исходя из формы имеющегося у него речевого нарушения. Особенно тщательно личностная специфика развития рассматривается при речевых отклонениях, являющихся следствием функциональных сбоев в работе головного мозга. В этом случае, среди симптомов проявления речевых дефектов отмечаются ярко проявляющиеся особенности формирования личности, носящих как первичный, так и вторичный характер.

Замечание 1

Логопедическое воздействие применяется для корректировки и профилактики речевых дефектов. Оно может протекать в формах воспитания, обучения, коррекции, адаптации, компенсации, восстановления.

Основными методами логопедического воздействия являются: наглядные, словесные и практические.



Рисунок 1.

Наглядные методы воздействия применяются посредством использования наглядных пособий и технических устройств. Они позволяют сформировать сенсорные предпосылки для развития речевых навыков и способностей. Наглядность помогает осознанно выполнять речевые упражнения и повышает результативность логопедического воздействия.

Основными словесными методами являются рассказ, беседа и чтение. Как правило, они дополняются наглядными и практическими методы, с целью оказания максимально эффективного воздействия.

Практические методы представлены упражнениями, играми и моделированием. Логопедические упражнения представляют собой задачи различного рода, которые ребенок должен выполнить неоднократно. Такие методы используются в коррекционной работе с артикуляционными и голосовыми недугами.

Для коррекции речевых отклонений детей дошкольного возраста, самыми эффективными методами являются игры. Выполнение игровых упражнений помогает лучше осваивать логопедические задачи и стимулирует к продолжению игровых занятий. Речевые задания дети выполняют охотнее и осознаннее. Применение моделей в логопедической терапии способствует формированию представлений о строение изучаемых объектов и помогает воспринимать их более осознанно. Модели представляются в виде построения слогового и звукового состава слова. При этом дети должны обладать конкретной степенью развитости проведения интеллектуальных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстракции.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :