Метод представляет собой способ достижения какой-либо цели, либо ориентированный на решения определенной задачи, посредством использования приемов и операций теоретического или практического направления ознакомления с окружающей действительностью.
Все методы, применяемые в логопедической практике делятся на несколько групп:
В практической логопедической деятельностью используется большое разнообразие технических средств, благодаря которым достигается объективность, проводимых исследований: интонографы, спектографы, назометры, видеоречь, спинометры, фонографы. Помимо этого, применяется аппаратура, направленная на исследование в динамике речевой деятельности и ее отдельных составных частей: рентгенокинофотография, глоттография, кинематография, электроммиография.
Чтобы, применяемые методы приносили необходимый практический результат, требуется соблюдать некоторые условия их использования. К ним относятся следующие:
Логопедическое воздействие представляет собой процесс, направленный на достижение целей и задач корректирующего обучения и воспитания.
Логопедическое воздействие проходит в несколько стадий, каждая из которых характеризуется своими коррекционными задачами и применением определенных методов воздействия.
Логопедическое воздействие на детей с речевыми дефектами связано с нормализацией социальных взаимосвязей и отношений с окружающими людьми.
Огромное значение в логопедической работе отводится исправлению и развитию личности ребенка и его основных свойств, с учетом индивидуальных черт каждого ребенка, исходя из формы имеющегося у него речевого нарушения. Особенно тщательно личностная специфика развития рассматривается при речевых отклонениях, являющихся следствием функциональных сбоев в работе головного мозга. В этом случае, среди симптомов проявления речевых дефектов отмечаются ярко проявляющиеся особенности формирования личности, носящих как первичный, так и вторичный характер.
Логопедическое воздействие применяется для корректировки и профилактики речевых дефектов. Оно может протекать в формах воспитания, обучения, коррекции, адаптации, компенсации, восстановления.
Основными методами логопедического воздействия являются: наглядные, словесные и практические.
Рисунок 1.
Наглядные методы воздействия применяются посредством использования наглядных пособий и технических устройств. Они позволяют сформировать сенсорные предпосылки для развития речевых навыков и способностей. Наглядность помогает осознанно выполнять речевые упражнения и повышает результативность логопедического воздействия.
Основными словесными методами являются рассказ, беседа и чтение. Как правило, они дополняются наглядными и практическими методы, с целью оказания максимально эффективного воздействия.
Практические методы представлены упражнениями, играми и моделированием. Логопедические упражнения представляют собой задачи различного рода, которые ребенок должен выполнить неоднократно. Такие методы используются в коррекционной работе с артикуляционными и голосовыми недугами.
Для коррекции речевых отклонений детей дошкольного возраста, самыми эффективными методами являются игры. Выполнение игровых упражнений помогает лучше осваивать логопедические задачи и стимулирует к продолжению игровых занятий. Речевые задания дети выполняют охотнее и осознаннее. Применение моделей в логопедической терапии способствует формированию представлений о строение изучаемых объектов и помогает воспринимать их более осознанно. Модели представляются в виде построения слогового и звукового состава слова. При этом дети должны обладать конкретной степенью развитости проведения интеллектуальных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстракции.