Компоненты образовательной технологии


Компоненты образовательной технологии

Сущность технологии образования

Образовательная технология представляет собой модель или настоящий процесс организация педагогической деятельности, состоящей из индивидуальных, групповых, диагностических, информационных, организационных, развивающих, гуманитарных, управленческих, эвристических элементов.

Таким образом, технология в образовательном процессе является целостным процессом, носящим системный характер и состоящим из ряда подсистем. Понятие образовательная технология рассматривается в трех аспектах:

  1. Научном – представляет технологию в качестве составной части педагогики, которая занимается исследованием и созданием целей, методик обучения и проектировкой организации учебного процесса.
  2. Процессуально-описательном – технология представляет собой алгоритм процесса, содержащий цели, задачи, методы и средства достижения необходимых результатов.
  3. Процессуально-действенном – проведение учебного процесса и обеспечение его полноценного функционирования.
Определение 1

Образовательная технология представляет собой систематический метод планирования, использования и оценки результатов проведения учебного процесса. Образовательные технологии разрабатываются на основе принципа рациональности т.е. количество ресурсов, применяемых в учебном процессе должно быть минимально возможным для эффективного достижения, поставленных образовательных задач.

Образовательная технологии ориентирована на решение дидактических проблем в области управления образовательным процессом с конкретно поставленными целями, свершение которых имеет четкое описание и конкретизацию.

Образовательная технология занимается определением принципов и созданием способов оптимизации учебного процесса с помощью проведения мониторинга, факторов, благотворно влияющих на продуктивность обучения с использованием материалов и средств, а также особых методик обучения. Современные образовательные технологии разрабатываются на базе новейших исследовательских разработок в сфере образования и основываются на информационных ресурсах. Каждая технология, применяемая в образовательной среде, разрабатывается с учетом необходимости выполнения ряда требований:

  • Концептуальность – технологии базируются на научных идеях, содержащих педагогическое, психологическое и философское подтверждения достижения существующих целей и задач образования;
  • Системность – построение технологии на базе системной структуры, характеризующейся целостностью, наличием составных элементов и их взаимосвязи и взаимозависимости, логичности протекания технологического процесса;
  • Управляемость – образовательный процесс, основанный на применении той или иной технологии должен иметь возможность быть спроектированным, проанализированным и прогнозируемым, а также используемые методы и средства в его ходе должны быть адаптированы к варьированию и коррекции;
  • Результативность – технологии образования должны отвечать требованиям эффективности достижения образовательных целей и задач и минимальными ресурсными затратами;
  • Повторимость – применение технологий в однотипных образовательных заведениях и различными педагогами;
  • Гибкость – адаптация технологии под существующие условия прохождения учебного процесса;
  • Динамичность – развитие и перестройка технологий в связи с развитием образовательной системы.
Замечание 1

В настоящее время технологии получили широкое применение в учебном процессе. Вопрос целесообразности их использования в учебном процессе не является актуальным. Важное значение отводится проблеме творческого подхода педагогов к использованию различных технологий образования. Понятие образовательная технология тесно связано с понятием профессиональная культура педагога. Это значит, что технологии требуют особого, творческого подхода к их использованию и выступают особой педагогической ценностью, рождающейся благодаря творческому подходу педагога.

Образовательные технологии классифицируются по различным основаниям и избираются исходя из конкретных потребностей организации учебного процесса, индивидуальных особенностей учащихся и квалификации педагогов.

Основные элементы построения образовательной технологии

Технологии, применяемые в сфере образования имеют следующую структуру:

  • Целевой элемент – совокупность, поставленных целей и задач обучения, ориентированные на развитие личность учащихся и их социализацию;
  • Концептуальный элемент – теоретические концепции, на которых базируется та или иная технология образования. Эти концепции составляют методологическую базу данной технологии;
  • Содержательный элемент – содержание учебных программ, представленное особым образом, отвечающим специфики учебных и воспитательных мероприятий конкретной образовательной технологии;
  • Процессуальный элемент – включает стадии организации учебного процесса, соответствующие специфике технологии, а также методы, приемы, способы и средства обучения, используемые на каждой стадии;
  • Диагностический элемент – совокупность диагностических методик, направленных на измерение уровня достижения, поставленных образовательных целей и задач.

Одними из ведущих исследователей образовательных технологий являются М.Е. Бершадский и В.В. Гузеев. Ими были предложены следующие основные элементы построения технологии образования:

  • Образец первичного состояния учащегося, включающего особые свойства, которые должны иметься в наличии для организации технологического процесса;
  • Образец конечного состояния учащегося, которое будет достигнуто и должно быть достигнуто при применении технологии;
  • Приемы и методы оценки текущего состояния учащегося и системы мониторинга его последующего развития;
  • Совокупность моделей обучения;
  • Основные показатели для выбора лучшей модели обучения, применимой в определенных условиях учебного процесса;
  • Механизм, обеспечивающий взаимосвязь и взаимодействие между оценочными показателями и выбором модели обучения, соответствующей этим данным.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :