Обучение и воспитание в практическом выражении существовали издавна и происходили без всяких научных подходов. Первые эмпирические данные как результат житейского опыта не могли считаться теорией, но имели свое большое воздействие на становление науки. Как научной теории формирование педагогики отнесено к более позднему периоду истории. В государствах с развитыми процессами цивилизации были предприняты усилия ученой общественности объединить имеющийся опыт воспитания и обозначить его теоретические начала.
Главная причина возникновения педагогической дисциплины, — потребности общества. Пришло время, когда образование начало играть весьма заметную роль в жизни людей. Было выявлено, что развитие общества напрямую зависит от качества постановки образования людей. Появившаяся потребность в новом опыте образования привела к созданию специальных учебных заведений, которые занимались подготовкой молодежи.
Появление массовых школ относят к концу XVII века, в это же время появляются первые основательные педагогические труды ученых. Педагогика на протяжении своего развития пользовалась многими источниками.
Религия
Религия оказывала существенное влияние на воспитание в обществе. В религиозных догмах аккумулированы представления о морали и нравственности. Библейские заповеди, проповедуя любовь к ближнему, прощение, стремление к совершенству, давали образцы взаимоотношений людей, отношений между поколениями, представления о добре и зле.
В отечественной истории наблюдались длительные периоды, когда культивировалось неприятие религии, и, как следствие, общество отчасти лишалось использования в благих целях опыта религиозного воспитания. На современном этапе разработчики концепций образования в поисках различных путей применения религиозных начал.
Народная педагогика
Национально-культурные особенности народа, менталитет, мировоззрение, представление о добре и зле, о нормах поведения и мудрости бытия - стали той основой, на которой зарождались педагогические идеи. Педагогическая наука вобрала в себя основные идеи из многовекового опыта воспитания: сотрудничество в совместной жизнедеятельности, отношение к духовным категориям и житейским «земным», отношение к природе, труду, жизненным ситуациям и многое другое
Наследие классиков
Педагогическая наука во многом учитывает все, что было создано педагогической мыслью прошлого и сохранилось в классических трудах представителей различных наук. Наследие отечественной педагогической культуры оказало огромное влияние на развитие педагогической мысли и практики. Постоянно обращаясь к опыту, признанному мировой наукой, к фундаментальным теоретическим концепциям, педагогика таким образом накапливает свою теоретическую базу и обеспечивает преемственную связь в развитии мировой педагогической культуры.
Достижения педагогов-практиков
К важнейшему источнику педагогики следует отнести ценнейший опыт образования, закрепленный в педагогической практике, который сложился ранее и продолжал накапливаться по мере развития наук.
Особое внимание вызывает инновационная деятельность, оказавшая мощное воздействие на развитие отечественной и мировой практики образования.
Экспериментальные исследования
Современная педагогика формируется в направлении экспериментальной науки, и большинство научных знаний добывает благодаря организации экспериментальных исследований. Экспериментальная работа ведется в научно-исследовательских лабораториях, на кафедрах педагогических университетов. Опубликованные на страницах педагогических журналов, в монографиях, сборниках научных трудов результаты исследовательской деятельности становятся достоянием педагогической общественности и служат источниками дальнейшего развития педагогической науки.
Результаты смежных наук
В качестве источников современная педагогическая активно использует научные результаты смежных наук: психологии, биологии, философии, анатомии, физиологии, генетики, кибернетики, информатики и др. Применение объективных данных других наук позволяет объяснять, выявлять, систематизировать, подтверждать педагогические факты, тем самым обеспечивается всестороннее и цельное знание объекта.