Педагогическая наука начала развиваться еще в глубокой древности. В первобытном обществе зародились первые воспитательные и образовательные мероприятия. Воспитание проходило неосознанно и носило бессистемный характер. Его методы и приемы усложнялись с течением времени, общественным развитием. Воспитание представляло собой процесс по передаче народного опыта, каких-то правил ведения быта и т.д. При этом воспитание не носило функционального значение. В последствие оно начало приобретать осознанный характер и стало необходимым средством для передачи знаний и умений между поколениями. Передача знаний проходила посредством речи.
Воспитательные и образовательные мероприятия в первобытнообщинном строе были нацелены на формирование трудовых навыков и способностей, приобщения к роду и племени и привитие желания действовать в их интересах. В процессе воспитания происходила также передача обычаев и традиций общества, норм поведения, различных верований в божественные силы и преданий.
Учебно-воспитательная деятельность характеризовалась естественным и коллективным направлением. Основными средства воспитательного процесса были игры. Они строились на основе воплощения реальных трудовых работ – охоты, рыбной ловли, собирательства. Сам процесс обучения проходил в реальной деятельности. Дети учились на практике, наблюдая и повторяя действия взрослых в том или ином направлении работы.
Постепенно, с развитием общества и переходе к новым занятия – земледелию и скотоводству, воспитательные мероприятия становились неактуальными и требовали изменения и развития. Учебно-воспитательная деятельность стала носить организованный характер. Осуществление образовательной и воспитательной работы стало проводиться более мудрыми и опытными гражданами общины, которые обучали трудовым навыкам, религиозным верованиям и обычаям, культуре поведения, чтению, письменности. Воспитание стало выделяться в особую форму общественной деятельности.
Дальнейшее развитие учебно-воспитательная деятельность получила при переходе от первобытного строя к рабовладельческому. Стала появляться частная собственность, формироваться институт семьи, в качестве основной ячейки общественного развития. Воспитание стало носить семейный характер.
Система воспитания и образования, которая стала развиваться с приходом к власти феодалов, состояла из следующих элементов:
Педагогическое развитие в средневековье основывалось на религиозных учениях. Научные знания подавлялись церковным гнетом и шла пропаганда религиозной идеологии.
В период распада феодального общества и становления буржуазного общества развитие педагогического учения происходило в трудах мыслителей эпохи Возрождения. В то время происходил бурный расцвет научных знаний. Стала складываться новая педагогика, но отдельным научным знанием она пока не являлась. Получили развитие идеи гуманизма в воспитании и образовании. Труды Франсуа Рабле, Томаса Мора были основаны на гуманистических идеях, народности воспитания, поведения обучения на родном языке, изучения новых дисциплин:
Дальнейшее развитие капитализма, прогресс в социально-экономических отношениях привели к развитию новой формы образования – классическое среднее образование, проходившее в гимназических учебных заведениях.
Становление педагогики как науки стало зарождаться с выходом книги Я.Н. Коменского «Великая дидактика», в которой он излагал идею всеобщего обучения и основные дидактические принципы. Труды Я.А. Коменского положили основу дидактическому учению, основной идеей которого было всестороннее развитие личности и ориентация воспитательного процесса в этом ключе. Он пропагандировал идею совершенствования воспитательного и образовательного процесса, способствующую прогрессированию общества. Он был сторонником всеобщего обучения, независимо от пола, возраста, нации и классовой принадлежности. В его трудах была разработана система образовательных учреждений, включающая:
Коменский был сторонником наглядного обучения. Обучение, по его мнению, должно непременно проходить правильным путем – от простого к сложному и быть желанной деятельностью для учащихся. В процессе учебного процессе ученики должны проявлять познавательную активность и уметь работать самостоятельно.
Огромную роль он отводил нравственному воспитанию, которое должно начинаться в семье. В его трудах уделялось большое внимание семейному воспитанию и его функциональной роли, а также важности профессии педагога. Ему принадлежит организация проведения учебной деятельности, основных правил и принципов формирования учебного процесса.
В капиталистическую эпоху взгляды на воспитания существенно изменились. Оно стало носить гуманистическую направленность, учет личностных особенностей и свойств.
Первые научные педагогические теории были созданы в конце XVII– начале XVIII вв. Основой для формирования дидактической концепции стали труды В. Ратке. В его трудах были прописаны идеи о том, что учебно-воспитательный процесс должен проходить в соответствии с законами природы и дети от рождения имеют равные правы на воспитание. При этом, личностные качества формируются только посредством воспитательной работы и согласно его целям и задачам. Ученый был приверженцем классической формы преподавания – чтение лекций.
Огромный вклад в развитие педагогики как науки, был сделан русским педагогом и ученым К.Д. Ушинским. Он начал свою деятельность в педагогике как преобразователь. В его трудах ведущее место занимают вопросы содержания, целей и принципов воспитания. Ведущее место он отводит деятельности педагогов. От их труда, профессионализма, знаний и умений зависит успешное достижение целей и задач воспитания. Он занимался пересмотром всей научной педагогической теории и считал необходимым ее переориентация и преобразование, сложившейся системы образования. Он впервые предложил концепцию развивающего обучения.
Рисунок 1. Этапы развития педагогики