Логопедическая наука начала свое становление с древних времен и развивается по сей день. Люди обращали внимание на нарушения речи и занимались поиском путей по их устранению, а также пытались объяснить причины их возникновения. Учеными различных временных эпох было проведено множество исследовательских работ и написано большое количество трактатов по этой тематике.
В развитии логопедической науки выделяют четыре основных этапа ее становления:
Рисунок 1.
В учениях философов Древнего мира наблюдаются заметки о речевых недугах. Первые из них появились в Древнем Египте. Причем, упоминания о речевых дефектах не содержаться в педагогической литературе. В Древней Индии речевые дефекты рассматриваются в аюрведических учениях.
Имеется множество теоретических учений Древнего Востока, посвященным речевым нарушениям и способам борьбы с ними. В Древней Греции и Древнем Риме упоминаются такие речевые дефекты, как потеря голоса, потеря речи, заикание, невнятность речи, косноязычие. В основном эти недуги упоминаются в философских учениях Гиппократа. Причем, им отмечается, что причиной возникновения этих нарушений являются нарушения в работе мозга.
На Ближнем и Среднем Востоке уделялось значительное внимание речевым заболеваниям. По мнению ученых того времени, речевые нарушения связаны с болезнями языка и неправильной постановкой его уздечки. В качестве способа разрешения речевых нарушений предлагались хирургические методы лечения. Известным трудом того времени стала книга «Канон врачебной науки» Ибн-Сины, который рассматривал речевые расстройства и предлагал способы их лечения. Причиной заболеваний он считал нарушение работы артикуляционного аппарата.
В Западной Европе, известность получили учения знаменитого педагога, основоположника педагогической науки Я. А. Коменского. Им был исследован большой спектр вопросов, связанных с речевым развитием детей и необходимостью развития правильного произношения и восприятия звуков.
На втором этапе становления логопедии, происходит формирование разнообразных направлений в определении ее предмета и места в научном мире. Постепенно начинают подниматься вопросы о выделении логопедии в самостоятельную отрасль научного педагогического знания. В вопросах логопедии того времени применяются научные теории других наук, посредством которых логопедия дает объяснение причин и факторов, влияющих на речевые дефекты и прослеживает тесную взаимосвязь между психическими процессами организма и речевыми нарушениями. Происходит разработка первых концепций, раскрывающих речевые патологии и предлагающих продуктивные методики их устранения. Впервые был предложен оптико-тактильный метод коррекции.
На третьем этапе происходит формирование концепций о высших психических функциях и их воздействии на понимание правильности речи и ее патологий. Учеными- педагогами П. К. Анохиным, И. М. Сеченовым, И. П. Павловым, А. Р. Лурия, Л. С. Выготским разрабатываются новые подходы и направления в изучении дефектов речи с точки зрения ее понимания, как единого, многоступенчатого и сложнооперационного процесса. Впервые происходит создание теорий о системном строении языка, осуществляется уточнение симптомов речевых нарушений.
В конце 19-го-начале 20-го столетия логопедия выделяется в самостоятельную научную отрасль. Немного позднее А. Куссмаулем создается первая классификация речевых патологий, которую впоследствии продолжили и дополнили М. Е. Хватцев, Ф. A. Pay, О. В. Правдина, С. С. Ляпидевский. Огромный вклад в развитие логопедии был внесен отечественными учеными-педагогами. Становление советского союза и создание новой системы образования сыграло в этом вопросе немаловажную роль. В 20-е годы 20-го столетия в Советском союзе началось создание специализированных учреждений, оказывающих логопедическую помощь детям с речевыми отклонениями. Это потребовало подготовки специалистов соответствующей профессиональной подготовки. В вузах Петербурга были открыты первые факультеты, занимающиеся подготовкой педагогов-дефектологов. Позднее начали выпускаться печатные издания по логопедии.
В 40-х годах 20-го столетия происходит расцвет дефектологической науки, обусловленный обрисовкой важных принципов дифференциальной диагностики: отделение речевых дефектов от иных форм речевых нарушений.
С 50-х гг.20-го столетия начинается четвертый этап развития логопедии, связанный с продолжением исследований в области разработки ведущих методологических принципов логопедии. Особое внимание уделяется конкретизации содержания логопедии как научного знания. В этот период Р.Е. Левиной была предложена психолого-педагогическая классификация речевых дефектов. Это привело к расширению предмета логопедии новым педагогическим и теоретическим содержанием.
По всему миру происходит расширение сети дефектологических учреждений и расширяется круг проблемных вопросов логопедической науки. Речевые расстройства начинают изучаться посредством мультидисциплинарного подхода и изучаются дифференцированно, с учетом различных принципов.
Развитие информационного общества приводит к колоссальным изменениям во всех областях жизнедеятельности и научных исследований. Научные разработки коррекционных методов логопедии развиваются и расширяются. Предлагаются новые подходы и методики коррекционной логопедической терапии.
Как наука, логопедия имеет важное теоретическое и практическое значение, обусловленное социальным значением языка, взаимосвязью и взаимозависимостью развития речи с мыслительными процессами и всеми психическими функциями организма.
Логопедия имеет исторический аспект развития, который проявляет себя в двух основных направлениях:
Логопедия тесно связана и сотрудничает с другими научными направлениями, причем не только педагогическими. Она характеризуется разнообразными межсистемными связями с медицинскими научными направлениями, физиологией, биологией, психологией, анатомией, а также лингвистическими науками. Опираясь на их теории, логопедия дает научное обоснование речевых дефектов и разрабатывает эффективные способы их коррекции.
Естественно, что являясь отраслью специальной педагогики, логопедия строится на педагогических принципах и имеет внутрисистемные связи с сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой, с логопедической ритмикой, общей и специальной педагогикой.
В современном обществе логопедия имеет важное социокультурное значение, поскольку занимается поиском способов корректировки и профилактики речевых недугов.