Заикание является речевым нарушением речи, проявляющемся в повторении или удлиненном произношении отдельных звуков, слогов, слов. Это приводит к тому, что искажается тембр и ритм речи. Заикание приводит к нарушению дыхания, изменениям в высоте и тембре звука.
Заикание возникает при нарушении ритма речи, связанного с появлением судорог мышц речевого аппарата.
Возникновение этого речевого дефекта имеет древние корни. В древние времена, заикание считалось болезнью, возникающую из-за скапливания жидкости в головном мозге, либо неверном соотношении функций артикуляционного аппарата.
Поскольку заикание связано с изменением темпа и тембра речи, то запинки, торможения в произношении, прерывание речевого темпа проявляются в таких вариациях:
Заикание называют также логоневрозом, в связи с тем, что оно обуславливается слабым развитием нервной системы, наличием психологических и психических проблем, а также иными патологиями организма.
Если нервная система развита слабо, то нервные импульсы, которые передаются в головной мозг, а именно в ту его область, которая отвечает за речевую работу, не всегда достигают цели и прерываются. Это приводит к возникновению судорог в разных областях речевого аппарата.
Поэтому происходит изменение последовательности приведения в действие речевых компонентов: одни срабатывают раньше положенного срока, другие замедляются и срабатывают гораздо позднее. Это влечен за собой смыкание и размыкание голосовых связок, что искажает темп произношения. Как правило, заикание происходит при произнесении согласных звуков, что связано с близостью частоты нервных импульсов, возникающих при перевозбуждении к частоте произношения согласных звуков речи.
Заикание развивается по следующим причинам:
Заикание может быть классифицировано по характеру его выражения и по причине развития. В зависимости от характера выражения, заикание протекает в следующих формах:
В зависимости от того, по какой причине развилось заикание, оно может проявляться в двухосновных формах:
Логопедическая терапия строится на основе методов коррекционного воздействия, призванных устранить или смягчить заикание при произношении.
Коррекционная терапия проходит в несколько стадий:
Для того, чтобы достичь должного результата и устранить речевой дефект – заикание, требуется применение комплексной методики воздействия. Такая методика включает применение теоретических и практических концепций нескольких наук одновременно. Естественно, что в первую очередь требуется медицинское воздействие, включающее лечение лекарственными препаратами нервной системы, а проведение физиотерапевтических процедур.
Далее требуется психотерапевтическое воздействие, ориентированное на устранение психических сбоев, оказание помощи в преодолении стрессовых ситуаций, социальную адаптацию.
Логопедическая коррекция проводится в направлении применения логопедической ритмики. Она включает в себя комплекс упражнений, проводимых под музыку или во взаимосвязи с речевыми упражнениями.
Помимо этого, на протяжении всего курса лечения применяется воздействие специальной педагогики, оказываемое регулярно и систематично. Комплексная методика борьбы с заиканием нацелена на формирование устойчивой, гармоничной, плавной речи, без пауз и пропусков т.е. свободной от заикания.
Комплексная методика коррекции базируется на двух основных аспектах:
Логопедические занятия, направленные на коррекцию заикания характеризуются длительностью, непрерывностью и регулярностью. Только соблюдение этих требований принесет должный эффект.
Рисунок 1.