Дисфония в логопедии


Дисфония в логопедии

Сущность дисфонии, причины и симптоматика

Определение 1

Дисфония представляет собой нарушение голоса, проявляющееся в охриплости, гнусавости и сиплости голоса. Голосовые изменения обусловлены нарушениями в функционировании голосового аппарата. При полной потери голоса т.е. невозможности произношения ни одного звука патология имеет название афонии.

Потери голоса наблюдаются как у взрослых людей, так и у детей. Если дисфония возникает в детском возрасте, то это связано с врожденными нарушениями в работе гортани, в связи с неправильным построением ее хрящей. Это приводит к тому, что вход в гортань открывается не полностью, что приводит к нарушению дыхания, которое служит основой для речевого произношения.

Также, заболевание может развиться из-за сосудистых нарушений в строении гортани – развитием гортанных опухолей. Это связано с внутриутробными нарушениями в развитии плода, а именно неправильным развитием лимфатических и кровеносных сосудов.

Помимо этого, причинами развития дисфонии могут быть связаны с неправильным развитием голосовых складок. Если они являются следствием врожденного дефекта, то симптомами проявления дисфонии становятся приступы отдышки, появление хрипоты и стридоры.

Одной из причин развития дисфонии являются хронические аллергии, воспалительные процессы, онкологические заболевания, а также нарушения в области неврологии в отделах гортани или нижних дыхательных путях.

Замечание 1

Заболевание проявляется в виде голосового дисфункционирования. При начальном развитии патологии, у больного появляется хрипота в голосе. При этом происходит изменение тембра голоса и его тональности. У взрослых пациентов, заболевание проявляется громкостью и грубостью голоса на вдохе и выдохе. Это связано с сужением прохода, через который проникает воздух в гортань. Речь становится не совсем понятной для восприятия.

Разновидности дисфонии

В настоящее время существует несколько вариаций классификации дисфонией, обусловленных спецификой прохождения заболевания.

Выделяют две основные формы дисфонии:

Функциональная дисфония – связана с наличием невротических процессов в организме. При ее протекании не возникает воспалений гортани и серьезных патологий. Нарушения в работе голосовых связок имеют разлиную форму проявления. В этой связи выделяют несколько разновидностей функциональной дисфонии:

  • Гипотонусная – связана со снижением тонуса мышц голосовых складок и проявляется в виде хрипоты и быстрого переутомления при произношении;
  • Гипертонусная – связана с повышением тонуса мышц голосовых складок, из-за чего в горле появляются болевые ощущения и долгое произношение оказывается невозможным;
  • Мутационная – связана с перестройкой голосового функционирования в период полового созревания. Голос становится неустойчивым, тональность меняется с высокой на низкую;
  • Спастическая – связана с нарушением вибрационных процессов в голосовых связках. Из-за этого во внутренних мышцах гортани происходит непроизвольное сокращение, препятствующее воспроизведению голоса. Заболевание происходит во взрослом возрасте и в основном у женского пола;
  • Психогенная – связана с дисфукцией голосовых складок, приводящей к ликвадации звучности голоса. Человек остается способен разговаривать, но шепотом. Такое голосовое нарушение приводит к развитию афонии.

Органическая дисфония – возникает в результате воспаления связок гортани. Как правило обнаруживается после перенесения заболевания – ларингита, ларинготрахеита. Заболевание носит временный характер – проходит после устранения воспалительного процесса.

Логопедическая коррекционная терапия дисфонии

Как и любой сложный речевой дефект, дисфония требует системного подхода к лечению. Это значит, что следует применять методы медицины, логопедии, психиатрии для эффективности борьбы с недугом.

Замечание 2

Логопедическая терапия по устранению дисфонии нацелена на совершенствование процессов выносливости функционирования голосового аппарата и становление умений устойчивой фонации.

Программа лечения подбирается, исходя из характера имеющегося дефекта. Функциональная дисфония отлично корректируется логопедическими методиками. Для ее коррекции применяются процедуры фонопедии, дыхательная и артикуляционная гимнастика, логопедический массаж.

Работа логопеда направлена на:

  • Улучшение качества звукового звучания;
  • Активизацию работы голосовых складок;
  • Совершенствование работы ротоглоточного резонатора;
  • Обеспечение нормального функционирования дыхательной системы.

Чтобы активизировать работу голосовых складок проводится специальная гимнастика. Она связана со стоном и копированием мычания и воркования, кашля, произнесение звука а одновременно с проведением массажа гортани. Когда произносятся звуки, то акцент делается на легкости произношения, правильности и привлекательности голосового звучания.

Если привести в действие тактильно-вибрационный, визуальный и слуховой контроль, то становится возможным настроить голос на звонкое звучание.

Замечание 3

Сила голоса является персональной особенностью и развивается постепенно. Сначала работа логопеда направляется на постановку гласных звуков, слогов, слов и фраз на повышенных тонах. При этом нельзя допускать усиленного форсирования звуков и избегать возникновения неприятных ощущений.

Когда происходит коррекция тембра голоса, то происходит постановка интонации и выразительности речи.

Артикуляционная гимнастика включает упражнения на развитие мышц челюсти, неба, голосовых складок. Проводятся упражнения на зевание, покашливание, жевание, открытие и закрытие ротовой полости, глотание воды, выполнение движений, подражающих полосканию горла, повороты головы с произнесением звуков, языковые движения при произношении гласных звуков.

В логопедической коррекции распространение получила методика беззвучного проведения артикуляционной гимнастики. Она ориентирована на расслабление оральной мускулатуры и добиться скоординированности движений челюсти, губ и языка. Для этих целей целесообразно также проводить различные виды самомассажа. Это помогает подготовить голосовой аппарат к стадии постановки голоса, снимает мышечное напряжение и придает бодрость.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :