Деятельностный подход в педагогике


Деятельностный подход в педагогике

Сущность и аспекты деятельностного подхода в педагогике

Деятельностный подход основан на том, что построение и управление процессов обучения и воспитания рассматривается в контексте жизнедеятельности определенного субъекта, а именно: учитываются его

  • потребности,
  • интересы,
  • жизненные ориентиры,
  • идеалы и взгляды,
  • ценностные ориентации,
  • осознание смыслового значения обучения и воспитания,
  • наличие собственного опыта в различных сферах жизнедеятельности и творческих способностей.

Деятельностный подход направлен на сравнение и определение влияния функционирования воспитательной деятельности и образовательных процессов на становление личности воспитанника, его профессиональной ориентации. Происходит сопоставление их функций и значения.

В этом подходе деятельность не рассматривается как таковая, а лишь, в качестве ресурса, необходимого для формирования и развития личности.

В процессе применения особых приемов, методов и способов организации воспитательной работы происходит развитие нормальной личности или деятельностного человека, способного к конструированию, выбору, анализу и сравнению различных видов деятельности, соответствующих его природным задаткам, потребностям и интересам.

Деятельностный подход по своей структуре представлен двумя основными элементами:

  • Деятельностный элемент - основан на том, что личность самостоятельно избирает направления деятельности, реализует их, выбирает способы и методы ее осуществления и преобразования, которые удовлетворяют потребностям, стремлениям, желаниям конкретной личности и зависят от ее специфики развития.
  • Личностный элемент – основан на рассмотрении личности в единстве с ее деятельностью. Посредством деятельности происходят преобразования в самой личности, ее структуре и функционировании.

Деятельностный подход в педагогике сформировался на базе деятельностного подхода психологии. В психологии, такой подход рассматривался на основе различий внешней и внутренней деятельности. внешняя деятельность осуществляется на основе взаимодействия органов человеческого тела – рук, ног и т.д. с предметами, а внутренняя деятельность основана на умственных действиях с мысленными образами и представлениями.

Замечание 1

Основоположником деятельностного подхода в психологии был А.Н. Леонтьев. Он рассматривал внутреннюю деятельность вторичной, а внешнюю первичной. Им было абсолютизировано значение деятельности, в приоритете внешней, в процессе личностного формирования.

Понятие «деятельность» он предлагал заложить в качестве фундамента всей психологической науки. В итоге, его концепции легли в основу возрастной и педагогической психологии и педагогического научного знания. Таким образом, его теории стали базой для формирования деятельностного подхода в педагогике

Деятельностный подход базируется на следующих основных аспектах:

  • Деятельность личности – является особо значимой формой проявления личностной активности, при которой происходит модификация различных материалов, включенных в состав деятельности, ее изменение, и изменение личности, под воздействием этой деятельности.
  • Взаимодеятельность – универсальная категория, занимающаяся описанием взаимоотношений воспитанников, складывающихся в процессе их деятельности, формирование и развитие коммуникативных взаимосвязей. Взаимодействие характеризуется воспитывающим механизмом. Он состоит в возможности не только действовать , но и воспринимать действия других.
  • Методический и методологический элементы – предполагают организацию и управление деятельности. организация учебно-воспитательного процесса происходит на основе особого устройства – механизма воспитания. Он отражает личностную активность, которая является субъектом воспитательного процесса.

Естественно, что не любая активность является деятельностью в воспитательном плане. Механизм воспитания базируется на творческой и познавательной активности, которая может привести к преобразованию, существующей действительности, личностному саморазвитию, формированию новых целей и задач и смыслового содержания того или иного процесса.

Помимо этого, механизм воспитания основан на способности и стремлении личности действовать не только в рамках определенного плана, самостоятельно и осознанно действуя, но и стремиться к инновациям, новым направлениям в рамках текущей деятельности.

Практическая реализация деятельностного подхода

Методы воспитательной деятельности ориентированы на достижение конкретного воспитательного результата, характеризующегося эффективностью и актуальностью. Предполагается, что наибольший воспитательный эффект будет получен от приоритетного вида деятельности и производных от нее многообразных ее типах.

Модификация, применяемых методик основана на ведущей идее деятельностного подхода, выражающейся в самой сущности обучения и воспитания. В этой связи, методика воспитания рассматривается, как основа движения ребенка к личностному развитию.

Методика воспитания в разных возрастных периодах зависит от особенностей развития ребенка, в каждом из них.

На дошкольном этапе развития, преобладающим видом деятельности ребенка является игровая деятельность. В этой связи, методика воспитания строится в игровой форме. Ребенок играет в игры разнообразных типов: сюжетные, ролевые, игры по конкретным правилам и т.д. Это делает возможным создание различных сочетаний игровой деятельности, в качестве фундамента воспитательной методики.

При этом не стоит абсолютизировать приоритетный тип деятельности, поскольку он не является единственным. Ребенок может не только играть, но и заниматься творческими направлениями деятельности: лепка, рисование, пение, танцы, конструирование. Все это приводит к расширению возможностей построения методики воспитания.

Далее, при переходе ребенка на следующий этап развития – школьный. Происходит смена ведущего вида деятельности. Отныне ею становится учебная деятельность, в результате которой происходит преобразование ученика, его развитие. В этой связи, основными методиками воспитательной работы становятся: самоанализ, самооценка, самоконтроль и т.д.

Подростковый период является сложным для развития личности, он сопряжен с рядом проблем и трудностей в самоутверждении и самовыражении. Методиками воспитания на этом этапе должны стать методы, способствующие активации процессов самосознания, самокритики, самооценки.

Замечание 2

Так, каждый этап личностного развития, в рамках деятельностного подхода, сопряжен с конкретными личностными свойствами, возрастными особенностями развития личности, что предполагает выбор оптимальных методов деятельностного формирования и развития личности.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :