Гуманистические идеи ценят такие человеческие качества, как право личности свободно развиваться и проявлять свои способности.
Гуманистические ценности нашли свое отражение и в гуманистической педагогике, которая ориентирована на свободу выбора и учитывает индивидуальные и личностные интересы и возможности субъекта обучающего, воспитательного и образовательного процесса.
Основная цель гуманистического идеала: воспитать человека посредством образования, на основе греческого образца. Известно, например, что термин "гуманизм" Цицерон применял, говоря о высшем образовании и духовной культуре. Содержательная часть этих терминов не изменялась со временем, хотя смысловая нагрузка постоянно росла; эти понятия являются основными в философии и культуре, выполнили они и важнейшую функцию для развития последующих поколений.
Важнейшие принципы воспитательной и образовательной деятельности по гуманизму - их добровольный характер. И воспитание, и обучение должны привносить в жизнь человека радостные, положительные моменты, соединять в себе свободную волю преподавателя с желанием получать знания.
Гуманистические воспитательные методы затрагивают возрастную психологию, потому что в любом возрасте человек может и должен учиться.
Гуманисты учитывали природные способности обучающихся.
Гуманистическая образовательная система различает одаренных детей (быстрый и проницательный ум) и детей со средними способностями.
Благодаря осмыслению гуманитарного знания и гуманизации всей социальной сферы, и образовательной деятельности в том числе, формируются и развиваются обучающие и воспитательные методики.
Средства и цели гуманистического воспитания:
Высшие критерии мотивационных и ценностных отношений человека, характеризующиеся личностным долгом, ответственным отношением к обществу, являются нравственными идеалами.
Отношения проявляются в определенном действии, поступке, поведенческих человеческих принципах; в то же время они связывают личность и среду, и определяют сущностную направленность человека, согласовывают и связывают главные субъективные феномены (установка, мотив, потребность, оценка, эмоция, убеждение, ценностная ориентация).
Гуманистическая воспитательная концепция подчеркивает: любовь и благожелательность должны окружать ребенка в процессе воспитания и образования. Дети должны понимать и чувствовать, что окружающие их люди с постоянными требованиями и просьбами, не являются им врагами, напротив, они заботятся о их благополучном развитии. Детям не навязывают свое личное мировоззрение, жизненные принципы; воспитатели пытаются помочь найти им правильный путь в жизни. Но принять правильное решение, сделать выбор ребенок должен научиться сам, за него никто не будет этого делать. Таким образом, понятно, что образовательный и воспитательный процесс - это двусторонняя деятельность.
Последователи гуманистических идей и в философии, и в педагогике, и в психологии, подчеркивают одну главную черту: в конкретном переживании формируется общая жизненная ценность каждого человека. Правда, красота, справедливость, совершенство, порядок - в них нуждается каждая личность. Поэтому гуманистическая педагогика ставит своей важнейшей целью помогать осознавать подобные категории, чтобы они стали внутренней ценностью каждого человека. Это поможет сохранить психическое здоровье.
Образовательная деятельность, сформированная на гуманистических принципах, бережет людей от промахов личностного развития и дает надежду на появление и процветание нового цивилизационного устройства, которое достигнет гармоничного развития.
Воспитательный гуманистический процесс должен гармонично развивать личность и делать отношения участников такого процесса гуманными. Такие отношения называются гуманным воспитанием. оно должно особо культивироваться в образовательных и воспитательных учреждениях.
Гуманистическая традиция предполагает, что личность должна развиваться рационально и эмоционально, что характеризует ее самость и социумность. Такая гармония - это стратегическое направление в гуманистическом воспитании.
Личностное проявление находит себя в самости и социумности, когда жизнь направлена на себя (жизнь внутри себя) и на общественную сферу (жизнь в социуме). В самости отражается глубина индивидуальных личностных характеристик, она отражает внутренний план развития человека, психофизический прежде всего. Самость развивает личность начиная с элементарного момента ее жизни до сложного психического состояния, осуществляемые самопознанием, саморегуляцией, самоорганизацией.
Социальная, внешняя сторона развития личности проявляется в социумности. Социумность характеризуется широтой и высотой восхождения человека к общественным ценностям (обычаи, нормы). Социумность достигается адаптацией, самоутверждением, коррекцией, реабилитацией, находит проявление в личностном акте самореализации.
Гармоничное отношение между социумностью и самостью является характеристикой личности как целостной и всесторонней структуры, что находит реализацию и взаимосвязь во внешнем природном и социальном мире.
Такая воспитательная цель аккумулирует гуманистическую мировоззренческую позицию социума во взаимоотношениях с личностью и своим будущим. Она позволяет осмысливать личность как уникальное природное явление, и признавать его субъектный приоритет, развитие которого является жизненной целью.
Именно такая воспитательная цель помогает человеку переосмыслить жизненные ценности, права и ответственное отношение к природе, обществу, раскрыть свои потребности и творческий потенциал.
Современная трактовка целей гуманизма в воспитании дает возможность сформировать планетарное сознание и элементы общечеловеческих культурных ценностей.