В настоящее время проблема неполных семей стала особенно острой. Ее актуальность заключается в росте количества неполных семей и сосредоточением в них той части населения, у которого не получилось построить естественные семейно-брачные связи и закрепить их в устойчивые отношения. К ним относятся дети, не имеющие одного из родителей, а также люди взрослого возраста, у которых не имеется собственной и семьи и они проживают вместе со своими родителями.
Проблема неполной семьи актуальна еще и тем, что она сопровождается развитием финансовых проблем и нарушает духовный баланс личности. В семье, человек получает полноценную духовную жизнь, дающую человеку возможность для самореализации и самоутверждения. Кроме того, представители неполных семей сталкиваются с проблемами социального характера: общество не одобряет матерей-одиночек, проявляет открытую неприязнь, жалость, сочувствие. Это приводит к нарушениям психологической стабильности личности.
Неполных семей достаточно много и их структура неоднородна. Основными источниками появления неполных семей исторически служили бракоразводные процессы, смерть одного из супругов, внебрачное рождение детей.
В результате перехода общества на новую ступень развития – постиндустриальное общество, модель неполной семьи закрепилась и в полной мере соответствует основным чертам нового общества: всеобщей информатизации, социальной мобильности, разработкой новой техники и технологий, требующей изменение кадровой политики, профессиональной переподготовки и акцентированию внимания на построении карьеры, а не семейного быта.
В неполной семье происходит усложнение процесса воспитание. Трудности связаны с тем, что на плечи одного родителя возлагаются обязанности двоих. Требуется создать максимально возможную финансовую стабильность в семье и разрешать все, возникающие внешние и внутренние проблемы. Это приводит к тому, что времени на воспитание и даже элементарное общение с детьми попросту не остается.
Естественно, что полная семья не дает гарантии успешного и правильного воспитания, но она располагает гораздо большими для этого возможностями, поскольку при наличии обоих родителей воспитательная ситуация является более выгодной и во многом упрощается.
В неполных семьях условия для воспитания детей являются достаточно специфическими. Если семья распадается, то происходит нарушение эмоционального баланса всех ее членов, ухудшаются взаимоотношения между родителями и детьми, поскольку, в большинстве случаев, дети винят в случившемся одного из родителей. В этот момент дети испытывают сложности психологического характера и для их разрешения у родителей не находится времени и сил, поскольку они сами находятся под воздействием стресса.
В неполной семье можно дать ребенку обычное нормальное воспитание, если принять все трудности и нестандартные условия его осуществления. Все зависит от специфики и возможностей личности родителя, на которого возлагаются обязанности воспитателя.
Рисунок 1.
Основными причинами роста количества неполных семей являются следующие:
Даже при повторной женитьбе и создании полной семьи возникает множество проблем с воспитанием детей и их здоровым развитии.
Рисунок 2.
Воспитание детей в неполных семьях обычно происходит искаженно. Они видят окружающих людей и семьи, в которых присутствуют оба родителя и чувствуют себя некомфортно по этой причине. Они желают иметь конкретный социальный статус, чтобы чувствовать себя нормальными полноценными людьми. Это приводит к проблемам в социальной адаптации и построению общественных взаимоотношений.
Чтобы избежать излишних трудностей в воспитании детей в неполных семьях, необходимо учитывать основные факторы, негативно сказывающиеся на воспитании и стараться не прибегать к их применению.
К таким факторам относятся: