Воспитание детей в семье


Воспитание детей в семье

Значение семьи в воспитании подрастающего поколения

Определение 1

Семья является ячейкой общества, созданной для его непрерывного развития. Однако, роль семьи на этом не ограничивается. Семья нужна для развития и самореализации личности, ее самоутверждения и самодостаточности.

В развитии и воспитании ребенка семья играет первостепенную и значимую роль. С семьи начинается знакомство ребенка с окружающим миром и формируются первые навыки общественного поведения. Кроме того, от климата в семье, благоприятной обстановке, не препятствующей нормальному становлению личности зависит последующая социализация ребенка и здоровье его внутреннего психологического климата. Все достижения и все промахи каждого человека берут свое начало в семье.

С самого рождения ребенок наблюдает за поведением и поступками своих родителей и копирует их. Именно так он ознакамливается с тем, как правильно вести себя в обществе, а какое поведение считается недопустимым. Семья формирует направленность развития ребенка и прививает основные жизненные устои и ценности. Поэтому, важное значение имеет создание благоприятной семейной атмосферы, необходимой для развитие здоровой и социально адаптированной личности.

В семье ребенок учиться любви и ненависти, добру и злу, правде и вранью. Своим примером родители оказывают воздействие на воспитание ребенка. Оно может быть как положительным, так и отрицательным. Вырастет ребенок добрым или злым, спокойным или нервным, искренним или лживым, наглым и конфликтным или милым и общительным зависит от семьи, в которой он растет и особенностей его воспитания в ней.

Воспитание в семье начинается с формирования воспитывающей среды.

Процесс воспитания проходит двумя взаимосвязанными путями:

  1. Самостоятельное копирование ребенком семейного поведения.
  2. Процесс целенаправленного воспитания ребенка родителями, возможно, по специальным программам или методикам.

Семейное воспитание проводится разными способами и стилями. Важно подобрать такое направление воспитательной методики, которое не будет полностью ограничивать самостоятельность ребенка и подавлять его волю и при этом не будет обеспечивать вседозволенность и бесконтрольность поведения.

Пример 1

Нужно установить четкие рамки дозволенного и уметь идти на компромиссы с подрастающим поколением. Если постоянно наказывать ребенка и ничего ему не позволять, то это окажет отрицательное влияние на его развития, сформирует чувство неполноценности и агрессии. При этом, разрешая все ребенку, можно развить чувство вседозволенности и ребенок будет требовать получения желаемого любой ценой, что сделает его изгоем общества.

Огромнейшая роль семейного воспитания детей дошкольного возраста заключается в физическом, культурном и эстетическом развитии детей, приобщению к чистоплотности, соблюдению гигиенических норм.

Тактика семейного воспитания

Воздействие семьи на становление и развитие личности ребенка четко прослеживается через используемую тактику воспитания. Каждая семья воспитывает ребенка, исходя из своих понятий о правильности воспитания и основываясь на собственных убеждениях, жизненных взглядах, традициях, сложившихся в семье.

Существует 4 вида тактики воспитания и каждому из них соответствует определенный тип семейных взаимоотношений:

  1. Диктаторское воспитание – основано на полном контроле и подчинении детей родителям. Они устанавливают правила и принципы поведения, определяют, что можно делать, а что нельзя, не учитывая мнение детей, их желания, стремления и потребности. Любые нарушения, установленного порядка караются строгими методами наказания. Выражение своих эмоций и проявление несогласия с родителями не допускается. При таком воспитании, ребенок может начать искать пути обхождения запретов и наказаний, используя враньё и лицемерия, либо полностью подчиняется тактике родителей и подавляет свои личностные качества, интересы и потребности.
  2. Опека – основана на излишей заботе и дозволенности. Ребенка опекают со всех сторон и разрешают делать все, что он захочет, исполняя любое пожелание и каприз. Что такое запрет детям в такой семье неведомо. Самостоятельность ребенка практически не развивается, все проблемы решаются родителями, поэтому преодолевать трудности и препятствия на жизненном пути, ребенок оказывается неспособен. В социальной среде это вызывает проблемы с адаптацией и построением коммуникативных связей.
  3. Безучастие – основано на неучастии родителей в воспитании детей. Дети находится под присмотром и опекой других членов семьи или сторонних лиц – нянь. При этом родители не стремятся к ознакомлению с проблемами, потребностями, интересами, творческими способностями своих детей. Все взаимоотношения родителей с детьми сводятся к денежным аспектам: выдача на карманные расходы, покупка дорогих вещей, игрушек и подарков. Это приводит к тому, что детям не прививаются семейные ценности и они подвергаются влиянию окружающей среды, что может поспособствовать развитию асоциальной личности.
  4. Сотрудничество – основан на активных взаимоотношениях детей и родителей. Семейные вопросы, проблемы решаются совместно с детьми, родители интересуются их мнением и желаниями. Забота, как и наказание проявляется в умеренных количествах. Воспитание ориентировано на развитие самостоятельности и инициативности ребенка, выражению своего мнения и умению отстаивать свои права и свободы. Это позволяет сформировать личность, способную к общественной жизнедеятельности, наделенную качествами сострадания, милосердия, доброты, желающей помогать окружающим и умеющим преодолевать трудности.

Условия эффективного семейного воспитания

Чтобы семейное воспитание оказывало положительное воздействие на развитие личности ребенка, важно учитывать внутрисемейные факторы психологического характера, которые имеют воспитательное значение:

  • Находить время на воспитание ребенка, знать его проблемы и в нужный момент уметь поговорить с ним;
  • Принимать активное участие в жизнедеятельности семьи и ее проблемах;
  • Оказывать помощь в решении проблем ребенка и способствовать развитию его природных задатков;
  • Исключить проявления диктатуры, не давить на ребенка, а давать делать осознанный и самостоятельный выбор;
  • Знать о прохождении каждого этапа жизни и развития ребенка;
  • Уважительно относится к правам и свободам ребенка, учитывать его мнение;
  • Считать ребенка полноправным членом семьи, имеющим собственные взгляды и стремления;
  • Уважать индивидуальность каждого члена семьи и желание построить профессиональную карьеру и саморазвиваться.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :