Возрастная логопедия


Возрастная логопедия

Речевые дефекты диагностируются и корректируются в зависимости от возрастных особенностей пациента.

Исходя из выявленных отклонений в речевом развитии и дополнительных исследований, направленных на выявление специфических черт развития ребенка происходит построение логопедических программ.

Каждая программа требует особого подхода, поскольку разновидностей речевых дефектом множество, проявляются они по-разному, исходя из особенностей личности и возрастной специфики.

Для коррекции речевых дефектов существуют определенные общие принципы разработки программ, учитывающих возрастную специфику пациентов.

Логопедическая терапия с детьми раннего возраста

При наличии речевых отклонений у детей первого года жизни происходят определенные нарушения психомоторного развития, которые диагностируются специальными логопедическими методами.

Логопедическая коррекция в раннем возрасте нацелена на поэтапное развитие функций речевого аппарата в доречевом периоде, чтобы создать условия для последующего формирования речевых навыков в нужные сроки.

Основными направлениями логопедической терапии с детьми раннего возраста являются следующие:

  • Приведение тонуса мышц в норму;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Обеспечение нормального функционирования артикуляционного аппарата;
  • Развитие тактильных процессов и мимики;
  • Постановка дыхательного ритма;
  • Стимуляция лепета;
  • Перенесение слов из пассивного словаря в активный;
  • Постановка визуальных и слуховых разграничений;
  • Развитие памяти, внимания и мыслительной работы.

Коррекционное воздействие на детей раннего возраста требует применения специфического подхода. Построение занятий отличается как объемом и содержанием материала, так и особыми способами его организации. Для верной и продуктивной организации занятия, логопед должен иметь представления об особенностях восприятия, внимания, памяти, речи, мыслительных процессов с раннем возрастном периоде.

Важно брать во внимание такие моменты:

  • Дети в раннем возрасте нацелены на исследование и познание мира через подражание. Таким образом, занятия по развитию речевых функций должны основываться на подражании взрослым, с применением игровых и обучающих структур;
  • Для фиксации новых знаний и умений необходимо их постоянное повторение. Одно и то же упражнение нужно повторять неоднократно;
  • Занятия должны быть интересны ребенка, чтобы мотивировать его к выполнению упражнений и их продолжению, поэтому терапия строиться в игровой форме;
  • Содержание, объём и уровень сложности материала должны быть доступны для понимания и усвоения ребенком;
  • Осуществлять контроль длительности занятия. Внимание малышей отличается непроизвольностью и кратковременностью, поэтому упражнения должны проходить небольшие временные промежутки с перерывами;
  • Построение игры по четко разработанной схеме. Процесс коррекции или игровой процесс должен иметь начало, продолжение и завершение. Каждый этап имеет разную длительность. Продолжение является основой коррекционного занятия и может быть различным по содержанию и периоду времени, в зависимости от коррекционных задач;
  • Дача положительной оценки деятельности малышей. Любые достижения нужно отмечать и хвалить, тогда сохраняется мотивация и происходит ускорение развития.

Дети раннего возраста обладают высоким уровнем обучаемости, которая носит непроизвольный характер. У них отсутствует мотив учебной деятельности и осознанные действия, что нужно учитывать при проведении коррекционных занятий.

Логопедическая коррекция в дошкольном возрасте

Речевые нарушения наиболее часто проявляются именно на дошкольном этапе развития. Это связано с тем, что примерно в этом возрасте происходит формирование речевого произношения и выявляются его нарушения.

Дошкольный возраст начинается с трех лет. В это время, ребенок уже должен полноценного разговаривать и иметь достаточный словарный запас. В случае, если ребенок в трехлетнем возрасте не начал разговаривать, произносит очень ограниченный перечень слов и фраз, тональность разговора повышена или же разговаривать ему совершенно не хочется и он предпочитает молчание, то требуется логопедическая терапия.

Для разработки программы логопедической коррекции требуется первоначальное определение речевого дефекта и его степени. Логопед должен провести оценку развитости органов речевого аппарата и при надобности отправляет на обследование к невропатологу.

В четырех-пятилетнем возрасте логопедические программы подбираются индивидуально, применяются методы, используемые в раннем возрасте.

Игровой метод играет решающую роль в логопедической терапии. Логопед использует в работе сказки, шутки, прибаутки.

Логопедические занятия в шестилетнем возрасте проводятся на основе, имеющегося речевого дефекта. Если ребенок произносит хоть какой-то звук неверно, то нужна логопедическая коррекция. Все речевые дефекты следует исправить до поступления в школу, чтобы устранить проблемы с учебой и взаимоотношениями в коллективе.

Логопедическая коррекция в дошкольном периоде проводится по таким направлениям:

  1. Развитие внимания, мышления и памяти.
  2. Развитие звукового и смыслового восприятия речи.
  3. Совершенствование мелкой моторики, речевых процессов, эмоциональной и волевой областей.
  4. Получение новых знаний и подготовка к школьному этапу развития.

Логопедические методики коррекции речевых нарушений в школьном возрасте

Этап школьного развития характеризуется некоторыми специфическими особенностями. Он связан с изменениями типа деятельности – учебная деятельность становится ведущей в жизни.

Методики различных речевых нарушений в школьном возрасте, как правило не отличаются от дошкольного этапа развития. Меняется только организация занятия. Теперь урок приходит на замену игровой деятельности и потому, логопедическая коррекция проводится в форме уроков.

Дети, осознающие имеющееся речевое отклонение, осознанно хотят его исправить – это мотивирует их к занятиям. Упражнения, освоенные на логопедическом занятии повторяются дома самостоятельно. Происходит сближение речевого материала и видов логопедических программ со школьной практикой.

Логопедическая коррекция во взрослом возрасте

Нарушения речи, связанные с неправильным произношением звуков, исправляются не только в детстве, но и во взрослом возрасте. Исправления недостатков произношения во взрослом возрасте является достаточно сложным процессом. Требуется наличие способности к самоконтролю своей речи в течение длительного временного периода, а также смена автоматически закрепившегося навыка произношения.

Помимо простых речевых дефектов, возникших в результате закрепившегося неверного произношения в детском возрасте, во взрослом возрасте могут развиться серьезные речевые патологии, связанные с нарушением мозговых процессов и функционированием центральной нервной системы.

Логопедическая терапия взрослых проводится по таким направлениям:

  • Постановка и воспроизведение в речи имеющихся проблемных звуков. Производиться устранение картавости, гнусавости, сиплости произношения.
  • Работа над дикцией. Если в дошкольном периоде была сформирована неправильная дикция т.е. сформировалась неверная привычка произношения, то она закрепляется на последующие годы.
  • Исправление дислалий и дизартрий – звукового произношения.
  • Исправление голосовых дефектов – дисфонии.
  • Оказание помощи в подготовке к ораторским выступлениям, отработка постановки голоса, его тембра, темпа, ритма, а также правильного построения речевых конструкций.



Рисунок 1.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :