Речевые дефекты диагностируются и корректируются в зависимости от возрастных особенностей пациента.
Исходя из выявленных отклонений в речевом развитии и дополнительных исследований, направленных на выявление специфических черт развития ребенка происходит построение логопедических программ.
Каждая программа требует особого подхода, поскольку разновидностей речевых дефектом множество, проявляются они по-разному, исходя из особенностей личности и возрастной специфики.
Для коррекции речевых дефектов существуют определенные общие принципы разработки программ, учитывающих возрастную специфику пациентов.
При наличии речевых отклонений у детей первого года жизни происходят определенные нарушения психомоторного развития, которые диагностируются специальными логопедическими методами.
Логопедическая коррекция в раннем возрасте нацелена на поэтапное развитие функций речевого аппарата в доречевом периоде, чтобы создать условия для последующего формирования речевых навыков в нужные сроки.
Основными направлениями логопедической терапии с детьми раннего возраста являются следующие:
Коррекционное воздействие на детей раннего возраста требует применения специфического подхода. Построение занятий отличается как объемом и содержанием материала, так и особыми способами его организации. Для верной и продуктивной организации занятия, логопед должен иметь представления об особенностях восприятия, внимания, памяти, речи, мыслительных процессов с раннем возрастном периоде.
Важно брать во внимание такие моменты:
Дети раннего возраста обладают высоким уровнем обучаемости, которая носит непроизвольный характер. У них отсутствует мотив учебной деятельности и осознанные действия, что нужно учитывать при проведении коррекционных занятий.
Речевые нарушения наиболее часто проявляются именно на дошкольном этапе развития. Это связано с тем, что примерно в этом возрасте происходит формирование речевого произношения и выявляются его нарушения.
Дошкольный возраст начинается с трех лет. В это время, ребенок уже должен полноценного разговаривать и иметь достаточный словарный запас. В случае, если ребенок в трехлетнем возрасте не начал разговаривать, произносит очень ограниченный перечень слов и фраз, тональность разговора повышена или же разговаривать ему совершенно не хочется и он предпочитает молчание, то требуется логопедическая терапия.
Для разработки программы логопедической коррекции требуется первоначальное определение речевого дефекта и его степени. Логопед должен провести оценку развитости органов речевого аппарата и при надобности отправляет на обследование к невропатологу.
В четырех-пятилетнем возрасте логопедические программы подбираются индивидуально, применяются методы, используемые в раннем возрасте.
Игровой метод играет решающую роль в логопедической терапии. Логопед использует в работе сказки, шутки, прибаутки.
Логопедические занятия в шестилетнем возрасте проводятся на основе, имеющегося речевого дефекта. Если ребенок произносит хоть какой-то звук неверно, то нужна логопедическая коррекция. Все речевые дефекты следует исправить до поступления в школу, чтобы устранить проблемы с учебой и взаимоотношениями в коллективе.
Логопедическая коррекция в дошкольном периоде проводится по таким направлениям:
Этап школьного развития характеризуется некоторыми специфическими особенностями. Он связан с изменениями типа деятельности – учебная деятельность становится ведущей в жизни.
Методики различных речевых нарушений в школьном возрасте, как правило не отличаются от дошкольного этапа развития. Меняется только организация занятия. Теперь урок приходит на замену игровой деятельности и потому, логопедическая коррекция проводится в форме уроков.
Дети, осознающие имеющееся речевое отклонение, осознанно хотят его исправить – это мотивирует их к занятиям. Упражнения, освоенные на логопедическом занятии повторяются дома самостоятельно. Происходит сближение речевого материала и видов логопедических программ со школьной практикой.
Нарушения речи, связанные с неправильным произношением звуков, исправляются не только в детстве, но и во взрослом возрасте. Исправления недостатков произношения во взрослом возрасте является достаточно сложным процессом. Требуется наличие способности к самоконтролю своей речи в течение длительного временного периода, а также смена автоматически закрепившегося навыка произношения.
Помимо простых речевых дефектов, возникших в результате закрепившегося неверного произношения в детском возрасте, во взрослом возрасте могут развиться серьезные речевые патологии, связанные с нарушением мозговых процессов и функционированием центральной нервной системы.
Логопедическая терапия взрослых проводится по таким направлениям:
Рисунок 1.