Профессия «педагог» имеет древние корни. Само название профессии происходит от слова «педагогика» - «пайд» - дитя, «логос» - веду, иными словами детоводство. Профессия педагог существовала еще в Древнем Риме. Тогда, педагогами называли рабов, которые отводили детей на занятия в учебные учреждения и забирали домой. Современное значение профессии появилось в конце XVII в., в период становления педагогической науки.
В настоящее время, педагогом именуется человек, занимающийся профессиональной работой в сфере обучения и воспитания, либо теоретическими исследованиями в области педагогического научного знания. Педагогическая профессиональная деятельность ориентирована на решение следующих задач:
Профессия педагога относится к одним из старинных и почетных в мировой истории. Конкретные даты ее становления не были установлены, поскольку организация воспитания и образования, на протяжении многих столетий осуществлялась без участия квалифицированных специалистов.
Профессиональная деятельность педагога является одной из самых ценных и социально значимых. Работа педагогов ориентирована на становление и развитие личности, ее социальное приобщение и культурное обогащение. Ведущей социальной функцией педагога является духовное формирование личности.
Педагогическая деятельность характеризуется следующими особенностями:
В деятельности педагога заложено гуманистическое начало, воплощаемое в практическую работу, посредством стремления воспитывать человеческие качества в воспитанниках и учащихся.
Работа педагогов способствует становлению человека в роли созидателя всех материальных и духовных ценностей общества и как его основная ценность, а также оказывает воздействие на развитие производительных сил, экономический прогресс, знакомя новое поколение с традициями, обычаями, культурным и историческим наследием, совершенствуя и развивая тем самым, существующее общественное устройство.
Значимость педагогической профессии возрастает. Особенно это проявляется в условиях современного общественного развития, когда научно-технический прогресс требует быстрой переориентации во всех областях жизнедеятельности, освоения новых профессий и способность переквалифицироваться в ускоренном темпе.
Первые воспитатели появились во времена первобытно-общинного строя. Они занимались передачей опыта между новым поколениям, касающегося применения орудий труда, обычаев и традиций, правил поведения в конкретных жизненных ситуациях. Именно тогда, воспитания оформилось в качестве сферы деятельности людей.
В России, первоначально появилось слово воспитатель, характеризующее человека, занимающегося воспитанием и развитием подрастающего поколения. Слово «учитель» появилось гораздо позднее, когда общество осознало необходимость передачи знаний, посредством создания особой организационной структуры – системы образования. Передачу знаний осуществляли учителя.
Слово «педагог» появилось в Древней Греции. Им называли раба, который занимался присмотром за детьми. Первые педагоги появились еще в Древнем мире. Например, в Египте, Сирии роль педагогов выполняли жрецы, а в Древней Греции вольнонаемные граждане, отличающиеся умом и талантами. В Древнем Риме роль педагогов выполняли государственные чиновники, поскольку они обладали большим количеством знаний в разных областях, много путешествовали и могли рассказать об устройстве мира и культуре разных народов.
На Руси, учителей именовали мастерами, что акцентировало внимание на их значимости и уважении в обществе. В Киевской Руси роль педагогов исполняли родители, поскольку им отводилось основная функция по воспитанию своих детей.
Во времена Средневековья, развитие педагогической науки и системы образования было подвержено безграничной власти церкви. Учебные заведения существовали при монастырях и храмах, и обучение в них осуществлялось церковными служителями: священниками, монахами. Оно носило религиозную направленность.
Профессия педагога и ее функциональная роль оформилась в середине 17-го столетия, после выделения педагогики в самостоятельную науку. Я.А. Каменский является основоположником науки и в своих трудах описывает значимость и важность профессии педагога.
Современное образование развивается в условиях развития новой личностной модели обучения. Ранее существовавшая концепция развития стала не актуальной в условиях современного общественного развития. Такой переход обуславливает и изменения в позиции педагога в учебно-воспитательном процессе, требований к его профессиональной деятельности, созданием новых моделей идеального педагога и выбор способов его подготовки.
Современный педагог должен обладать способностью одновременно воспитывать и обучать, развивать стремление к самопознанию и раскрытию творческих способностей. Итогом его профессиональной деятельности, должна стать полноценная, всесторонне развитая личность, способная к саморазвитию в течение всей своей жизнедеятельности, адаптации к быстро меняющимся социально-экономическим условиям и стремлением к самоутверждению, самореализации и самоотдаче.
Педагог должен обладать высокой квалификацией и новаторскими идеями. Строить работу с учащимися необходимо на основе учета их психологических особенностей и с применением индивидуального подхода.