В системе любого педагогического направления главное это представления о человеке, о его философской антропологии, и если говорить именно о дошкольной педагогике, то здесь следует говорить о воспитании и обучении детей от рождения до поступления в школу, т.е. от 0 до 7 лет.
Дошкольная педагогика – это наука о воспитании, образовании и обучении детей с начала жизни.
Предмет дошкольной педагогики: процесс воспитания детей дошкольного возраста; цель, задачи, содержание, методы, формы и средства воспитательного процесса.
Педагогика как самостоятельная наука оформилась в XVII в. В этот самый момент возникла острая потребность в данной науке, которая будет призвана улучшить существовавшую педагогическую практику, а также расширить возможности и границы воспитания и обучения (образования). Практически в тоже время была сформирована поднаука в виде дошкольной педагогики, которая в первую очередь связана с именем Я.А. Коменского.
Я.А.Коменский (1592-1670) педагог-гуманист, писатель. Главные труд «Дидактика».
Главной идеей дошкольной педагогики Я.А.Коменского это пансофизм, т.е. обобщение добытых знаний и донесение этого знания через школу (на родном языке) до всех людей, независимо от его принадлежности. Данному педагогу принадлежит утверждение, что каждый ребенок при организации воспитательного процесса может подняться по лестнице на самую высокую ступень. Именно с трудов Коменского начался бурный, интенсивный рост периода классической педагогической теории.
Однако идеи выделения дошкольной педагогики в отдельную область знания принадлежит Ф.Фребелю, который является создателем первой системы дошкольного воспитания и был основателем детских садов. Он первым привлек внимание к проблеме воспитания и обучения детей с 0 до 7 лет.
В XIX веке дошкольная педагогика отмечена выдающимися достижениями и развитием, В это время появляются новые и прогрессивные теории и взгляды на развитие и воспитание дошкольников. Стоит особо выделить имя Марии Монтессори.
М.Монтессори (1870-1952) – врач, педагог, создатель системы воспитания.
Она не просто разработала систему работы с умственно отсталыми детьми, а после пришла к выводам, что это методы можно удачно применять в воспитании обычных детей. Данная система заняла особое место в дошкольной педагогике, и материал применялся более 100 лет.
Практически параллельно в дошкольной педагогике начало работу важное направление – вальдорфская педагогика, которая стала оригинальной и необычной направленной системой теории и практики, которая существует более 90 лет. Главная задача данного направления – это помощь раскрыться и развития ребенку, а не деформировать его.
В 1927 году были поставлены вопросы о дошкольном образовании и воспитании советскогообщества. Где выдвигались задачи дошкольных учреждений, а также установлении в его работе единства. После резкой критики существующих правил, была поставлена задача о том, чтобы центром дошкольного учреждения стал воспитатель.
Особое место в разработке теоритических основ дошкольной педагогике СССР принадлежит Н.К. Крупской. В ее теории была заложена программа воспитания нового человека – активного строителя коммунизма и социализма. Она первая четко сформулировала отличия социалистической школы от буржуазной.
После распада советской власти система еще какое-то время продержалась, но современное общество требует своих корректив, и сегодня дошкольная педагогика отвечает всем запросам общества.