Анартрия в логопедии


Анартрия в логопедии

Анартрия: понятие, причины и симптомы проявления

Определение 1

Анартрия представляет собой тяжелый речевой дефект , затрагивающий фонетическое строение речи. Анартрия возникает из-за нарушений в функционировании центральной нервной системы, а именно нервно-мышечного аппарата, занимающегося обеспечением ее артикуляционного компонента. При анартрии адекватное восприятие речи сохраняется. Нарушается возможность произношения центрального или периферического паралича мышц, которые отвечают за артикуляционную работу. Анартрия является одной из форм проявления дизартрии.

Появление анартрии может быть связано с различными заболеваниями и отклонениями в развитии, которые влекут за собой раздражение и изменения в строении ствола головного мозга, задней части лобной доли, мозжечка, подкорковых частей мозга, либо проводящих путей, которые сопутствуют соединению зон головного мозга, отвечающих за речевое функционирование с другими частями головного мозга.

Анартрия может возникнуть в следствии ботулизма, развития в стволовой части головного мозга частей, которые не дают проходить нервным импульсам, различных проявлениях склероза, тяжелых отравлений промышленными химикатами, ядами, тяжелыми металлами и их выделениями, опухолей и травм головного мозга, наследственных отклонений глотательных функций, абсцессов мозжечковой области или головного мозга, наличия мозговых кровоизлияний, энцефаломиелита, хронических сбоев в процессах кровообращения в мозговой зоне, инсультов.

Анартрия проявляется в виде непонятной речи, когда слова произносятся невнятно, происходят запинки и проявляется гнусавость. Речевое нарушение затрагивает психическую сторону развития личности, у человека развиваются комплексы, он не хочет разговаривать, а предпочитает молчать или общаться посредством жестов либо письменной речи.

Анартрия проявляется в таких формах как:

  • Гипокинетическая – проявляется в нарушении работы нервных связей подкорковой области головного мозга;
  • Гиперкинетическая;
  • Атаксическая – связана с нарушением функционирования мозжечка и его проводящих путей;
  • Вялая – связана с дефектами в функционировании нервно-мышечных связей, либо поражением предъязычного, блуждающего и языкоглоточного нервов;
  • Верхнемотонейронная – связана с неполадками в работе мышц, их параличом. Может возникнуть и в случае поражения передних центральных извилин или корково-ядерных путей;
  • Смешанная – проявляется при одновременном нарушении нескольких областей нервной системы.

Основные принципы и направления коррекционной работы логопеда при анартрии

Профилактика и лечение анартрии происходит на основе проведения комплексного логопедического воздействия и медицинской терапии. Проводится лечение основного заболевания нервной системы, вызвавшего анартрию, затем применяется физиотерапевтическое восстановительное лечение и логопедическая коррекционная терапия.

Логопедическая терапия при анартрии основывается на таких принципах:

  • Принцип комплексного воздействия логопедической, медицинской, физиотерапевтической, лекарственной терапии.
  • Принцип своевременности – лечение и коррекцию нужно проводить на ранних этапах возникновения заболевания.
  • Принцип регулярности и систематичности – коррекционная работа должна проводится системно и регулярно.
  • Принцип одновременного корректирования всех речевых дефектов – логопедическая терапия нацелена на формирование всей психической системы организма и всего речевого аппарата.
  • Принцип индивидуальности и мотивации – логопедическая программа, ориентированная на лечение анартрии должна быть составлена исходя из учета индивидуальных особенностей ребенка, форм проявления речевых дефектов. Кроме того, важно учитывать, что логопедическое воздействие направлено, как правило, на ребенка и потому должен быть выбран такой подход и такая логопедическая методика, которая увлечет ребенка и заинтересует его в участии в занятиях.



    Рисунок 1.

Логопедическая коррекции при анартрии нацелена на формирование коммуникационных способностей и применения речи, в качестве средства общения и образования.

Логопедическая терапия проводится по таким направления как:

  • Формирование фонематического восприятия и внимания – терапия направлена на обучение звукам, умению их слышать и распознавать, способности различать верное произношения от неправильного, проводить звуковой анализ строения слов;
  • Развитие речевого дыхания – постановка правильного дыхания, позволяющего произносить звуки верно, в правильной последовательности;
  • Коррекция нарушений голосовой работы – развитие голосовых связок и исправление дефектов, связанных с голосовым функционированием;
  • Коррекция просодической стороны речевого развития – работа над постановкой правильного темпа речи, интонации, отработке ритма;
  • Правильная постановка звуков – терапия звуковых отклонений в произношении, отработка правильного произношения и восприятия звуков;
  • Работа над становлением и развитием артикуляционной и мимической моторики – гимнастика над работой мышц артикуляционного аппарата и мимических жестов при произношении;
  • Правильная постановка работы и развитие функционирования общей моторики организма и мелкой моторики рук;
  • Терапия по расширению словарного запаса и исправлении лексических проблем речевого построения.

Логопедическая терапия предполагает проведения целого курса гимнастики, направленной на постановку правильного дыхания, являющейся основой эффективности функционирования речевого аппарата. Гимнастика проводится в комплексе с голосовыми упражнениями. Она ориентирована на тренировку мышц неба и глотки.

Гимнастика на развитие артикуляционного аппарата может быть активной и пассивной. Пассивная гимнастика проводится при сложных анартриях, когда имеется паралич мышц и самостоятельное выполнение упражнений невозможно. Гимнастику проводит логопед с помощью дополнительных средств – зонда, шпателя.

Активная гимнастика проводится в форме игры, доступной и понятной для понимания и освоения ребенком.

Постановка звуков осуществляется посредством логопедического массажа.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :