Значительную роль в психической деятельности человека играют чувства и эмоциональные состояния. Эмоции участвуют в развертывании самых разных психологических процессов, в том числе в мышлении и памяти. Кроме того эмоции играют значительную роль в процессах психической регуляции, а функционирование мотивационных структур представить без эмоций вообще невозможно.
Эмоции – переживание личностного отношения субъекта к чему-либо (к самому себе, к окружающим предметам и объектам, к другим людям, к ситуации и т.д.).
Эмоции реализуются на двух уровнях:
Психологический и физический уровень эмоций взаимосвязаны и могут инициировать друг друга. Это значит, что физические проявления могут не только сопровождать психические переживания, но и порождать их, например, заставив себя улыбаться или плакать, можно ощутить, как меняется собственное настроение в соответствующую сторону. Целостная психофизическая реакция называется эмоциональным состоянием.
В обыденной жизни часто называют эмоции чувствами, однако эти понятия не тождественны друг другу.
Чувства представляют собой интеллектуальную функцию, реализующую устойчивое отношение личности к какому-либо объекту или явлению и выражающиеся через различные эмоции.
Чувства – это достаточно длительные состояния. В отличие от эмоций, которые отражают актуальное состояние личности, чувства являются более стабильными состояниями, т.к. представляют собой результат интеллектуальной деятельности накопления и переработки информации об объекте отношения. Чувство может выражаться через положительные эмоции (радость, восторг), так и через негативные. Например, мать испытывает чувство любви к своему ребенку, однако при этом может испытывать гнев, раздражение, обиду в ответ на его плохое поведение.
В процессе накопления индивидуального опыта личность может переоценивать свои чувства, и их валентность может меняться с положительной на отрицательную. Причиной этого могут стать как собственные изменения в личности (изменение мировоззрения и т.д.), так и изменения в структуре поведения объекта чувств.
Существуют различные классификации эмоций. Одним из оснований для типологии является интенсивность и длительность эмоционального акта. Согласно этому делению эмоции делят на:
Кроме того эмоциональные состояния привычно разделяют по валентности на положительные, связанные с ощущением удовлетворения от стимула, и отрицательные, связанные с неудовлетворением потребности, а также смешанные, не имеющие ярко выраженной валентности, например, удивление.
В рамках участия эмоций в структуре деятельности и мотивации их можно разделить на констатирующие, т.е. связанные оценкой результата действия, а также предвосхищающие, возникающие в связи с ожиданиями будущего результата и самим процессом деятельности.
Согласно другой классификации можно выделить активизирующие (стенические) и угнетающие (астенические) эмоции. Первые сочетаются с повышением работоспособности, приливом сил, повышением концентрации (удивление, гнев, восторг и т.д.), вторые, напротив, вызывают торможение психической деятельности или ее успокоением (страх, тоска, спокойствие, удовольствие и т.д.).
Долгое время шли научные споры о том, играют ли эмоции положительную роль в психической жизни человека или оказывают только дезориентирующий эффект. На протяжении многих лет считалось, что все эмоции вне зависимости от содержания только мешают нормальному протеканию интеллектуальных и мотивационных процессов. Однако в настоящее время доказано, что эмоции являются неотъемлемой частью психики, и полноценная психическая деятельность без них невозможна.
Функции эмоциональных состояний: