Ассоциация – устойчивая связь между предметами или явлениями, устанавливаемая по сходству времени или месту.
Механизм ассоциативного мышления заключается в том, что при предъявлении одного предмета или явления в сознании индивида самопроизвольно возникает образ другого, с которым он имеет ассоциативную связь. Данное явление было описано еще в трудах Платона и Аристотеля, однако сам термин был предложен только Дж. Локком.
В конце XVIII-начале XIX века была создана т.н. ассоциативная психология, представители которой считали, что в основе функционирования сознания и психики лежат ассоциации. В качестве ее представителей можно назвать Джеймса Милля ( концепция «ментальной механики»), А. Бэна («творческие ассоциации»), Г. Спенсер (рассмотрение ассоциаций в биологическом эволюционном аспекте).
Выделяют несколько видов ассоциаций:
А.Т. Браун обнаружил «вторичные» законы, по которым возникают ассоциации. К ним относится сила впечатлений, новизна ассоциаций, индивидуальные особенности личности, в том числе патологические, к генерированию ассоциаций.
Ассоциативное мышление – процесс обработки, классификации и создания качественно новой информации на основе установления ассоциативных связей.
Развитие ассоциативного мышления связано с воображением человека и его способностью устанавливать ассоциации, а также памятью. Развитие ассоциативного мышления способствует тренировке творческих способностей и памяти личности.
Улучшить ассоциативное мышление можно с помощью специальной тренировки. Самым простым способом является составление цепочек ассоциаций. Начав с любого слова, человек записывает ассоциацию на него, затем ассоциации на следующее слово и т.д. Например, дерево-птица-ворона и т.д.
Более сложное упражнение состоит в выстраивании цепочки ассоциаций от двух слов: от первого заданного слова к последнему. Например, даны два слова – лягушка и кубик. Выстраиваем цепочку лягушка – кувшинка – цветок – букет – свидание – ребенок – кубик.
Развивать ассоциативное мышление можно с помощью подбора ассоциативных слов по указанным качествам. Например, теплый и мягкий. К ним подбираем ассоциации: кошка, грелка, одеяло, шуба и т.д.
Развитие творческих способностей можно осуществлять с помощью метода необычных ассоциаций. На искомое слово необходимо придумать ассоциацию, но не прямого характера (замок-дверь), а по косвенным вторичным признакам. Например, пальмы и Лермонтов.
Основываясь на том, что наше мышлением имеет нелинейную форму, английский писатель Тони Бьюзен разработал такой способ активизации мышления, как ментальные карты. В центр листа помещается объект внимания (центральный образ), от него расходятся в виде ветвей ключевые темы, далее они «ветвятся» на поясняющие образы и идеи. В итоге вся карта представляет собой связанную узловую систему. Такую карту легко дополнять («новая ветвь»), а также с ее помощью легче систематизировать информацию и усваивать новую.
Еще один способ развития ассоциативного мышления пришел в психологию из сферы развлечений. Американский автор-юморист Прайс и продюсер Л. Стерн разработали картинки-друдлы. Название произошло от трех английских слов droodle (каракули), drawing (рисунок) и riddle (загадка). По непонятному на первый взгляд рисунку читателю в газетах (где первоначально размещались друдлы) предлагалось расшифровать с помощью ассоциаций, послание изображенное на нем. Постепенно этот способ тренировки мышления и воображения стал практиковаться в самых разных областях, в тои числе в психологии и искусстве.