Природа и основные виды мышления


Природа и основные виды мышления

Понятие и природа мышления

Мышление представляет собой один из познавательных процессов, развертывание которого связано в первую очередь с ситуациями, когда чувственного, непосредственного познания, осуществляемого за счет восприятия, недостаточно. Когда во внешней или внутренней среде возникает противоречие, ставится вопрос непознанного, именно тогда активируется процесс мышления, главная цель которого, это противоречие снять, за счет выявления качественно новой информации, путем переработки исходных данных.

Определение 1

Мышление – социально обусловленный неразрывно связанный с речью психический процесс поиска и открытия существенного нового. Процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.

Мышление как механизм познания окружающей действительности имеет двойственную природу, развертывается на двух уровнях функционирования операциональном, как деятельность, и процессуальном, как процесс.

Определение 2

Мышление как деятельность – это особый уровень функционирования и изучения мышления, содержанием которого является операционный состав мыслительной активности.

В рамках деятельностной природы мышления рассматриваются вопросы мотивации мышления, познавательной и неспецифической, цели и конкретных мыслительных действий, как средств достижения конечного результата. Мышление как деятельность имеет четкую структуру, повторяющую структуру самой деятельности:

  • мотив,
  • действие,
  • цель.

При этом как мотивы, так и сами мыслительные операции хорошо представлены в сознании личности, имеют логическую структуру и воплощают целенаправленную деятельность по достижению поставленной цели.

Определение 3

Мышление как процесс – это определенный уровень функционирования и изучения мышления, содержанием которого являются умственные процессы (анализ, синтез, обобщение и др.), приводящие или нет к решению задачи.

Процессуальная сторона мышления отражает его более глубокую природу, раскрывая такие свойства как недизъюнктивность, не разложимость на отдельные, изолированные компоненты, неизоморфность, которая выражается в неравенстве образа объекта самому объекту, текучесть, непрерывность, эмоциональная окраска. Процессы мышления идут постоянно, перетекая один в другой, как на сознательном, так и неосознаваемом уровне. Результаты последнего осознают личностью как инсайт – внезапное озарение, открытие некоего решения, взаимосвязи в готовом виде.

Главный механизм мышления, как процесса, это анализ через синтез. Сущность данного механизма заключается в мысленном и/или практическом соотнесении объекта мышления с другими объектами окружающего мира, в котором раскрываются его новые, существенные свойства.

Формирование и виды мышления

Развитие мышления, как и всей психики в целом, имеет неравномерный, кризисный характер. Прежде чем мыслительная деятельность овладеет речью, как инструментом для опосредования окружающего мира оно формируется в рамках чувственного познания, опирающегося на взаимодействие и образы объекта мышления. При этом мышления проходит ряд стадий своего формирования, во время которых накапливается опыт мыслительной деятельности и приемов ее организации, который ложится в основание новообразования – новой стадии развития мышления. Однако прошедшие формы не только не исчезают, но и получают свое дальнейшее развитие как самостоятельные виды мышления, хотя они безусловно находятся в тени более высокоуровневых процессов.

Всего с точки зрения онтогенеза выделяют три вида мышления:

  1. Наглядно-действенное
  2. Наглядно-образное
  3. Словесно-логическое

Наглядно-действенное мышление представляет собой наиболее раннюю форму организации мыслительной деятельности, оно доминирует в психике ребенка до года. Наглядно-действенное мышление реализуется в процессе непосредственного манипулирования объектами окружающего мира, сами мыслительные операции реализуют моторно, через перемещение, поворачивание, подъем предметов. В более позднем возрасте данный вид мышления реализуется в овладении мелкой моторикой и ручными навыками, письмом, ремеслами, ручным трудом.

Наглядно-образное мышление является структурным новообразованием, появление которого связано с развитием процесса восприятия и созреванием анализаторных систем. Оно оказывает детерминирующее влияние на мыслительную деятельность ребенка до пяти-шести лет. В рамках наглядно-образного мышления единица анализа – образ, отчуждается от реального физического объекта, начинается существовать в субъективном психическом измерении ребенка. Возможности манипулирования с объектом познания возрастают, действия совершаются мысленно, что обеспечивает им наибольшую свободу. На ранних этапах ребенку необходимо удерживать объект в поле зрения, для его осмысления, позднее он научается вызывать необходимый образ из памяти, сравнивать и обобщать его с образами других объектов, возникают первые классификации, псевдопонятия. Во взрослой жизни образное мышление обеспечивает процессы пространственного представления и планирования, участвует в творческой деятельности.

Словесно-логическое представляет собой конечный вид мышления, его опосредованную форму, как высшей психической функции. Словесно-логическое мышление зарождается у ребенка в возрасте трех лет, в процессе освоения речи и появления самосознания. Однако наиболее бурный этап его развития приходится на младший школьный возраст, когда ребенку приходит усваивать большие объемы информации, представленной именно в абстрактно-речевой форме, развивать собственную речь. Словесно-логическое мышление позволяет субъекту познания оторваться от чувственной реальности и опосредовать объект изучения с помощью символа – слова и таким образом допустить выполнение с ним самых разных манипуляций, позволяющих выделить существенные его качества и свойства, объединить с целым классом других явлений и объектов, сопоставить с абстрактными, несуществующими в физическом мире понятиями.

Классификации видов мышления

В зависимости от задачи исследователя и существенных свойств процесса мышления можно выделить различные его виды.

Замечание 1

С точки зрения оценки задач, на решение которых направлено мышление, можно выделить теоретическое и практическое мышление. Первое опирается на рассуждения и умозаключения, второе использует факты, полученные из практической деятельности.

Рассматривая целевые установки мыслительного процесса можно говорить о критическом и творческом мышлении. Критическое направлено на оценку существующего материального или духовного продукта, всестороннее его рассмотрение, поиск ошибок. Творческое напротив имеет своей целью создание объективно или субъективно нового результата.

Оценивая развернутость процессов мышления в сознании его можно подразделить на аналитическое и интуитивное. Для первого характерна полная сознательность, четкость и этапность прохождения операций, предсказуемость получаемого результата. Интуитивное мышление в значительной степени неосознанно, не поддается сознательному контролю и планированию, его результат зачастую не соответствует ожиданиям.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :