Психодиагностика – это отрасль психологической науки, занимающаяся рассмотрением способов, принципов и положений оценки индивидуально-психологических качеств человека.
Психодиагностика, как отрасль психологического знания, с одной стороны рассматривает вопросы индивидуально-психологических различий как отдельных индивидов, так и групп, а с другой занимает разработкой практических методов и методик измерения данных различий, качеств и свойств психики. Объектом психодиагностики выступает человек, носитель психики, через деятельность которого проявляются ее существенные стороны.
Предмет психодиагностики является дискутивным, разные авторы по-разному его рассматривают и определяют. В частности, А.А. Бодалев и В.В. Столин выделяют следующие предметы психодиагностики:
В свою очередь К.М. Гуревич и Г.А. Берулава обозначают в качестве предмета теоретические и операциональные принципы разработки и построения методик, практических закономерностей их применения и толкования результатов, а также определение границ применимости инструментария.
С третьей точки зрения предметом науки представляется постановка психологического диагноза, как конечного итога деятельности психолога. При этом диагноз включает в себя не только констатацию факта о состоянии тех или иных психологических качеств личности, но и прогноз развития исследуемого свойства, а также рекомендации по коррекции или его развитию.
Для психодиагностики в большей степени, чем для других психологических наук, характерна тесная связь теоретических и прикладных исследований и направлений работы.
Теоретические исследования выступают фундаментом, на основании которого осуществляется разработка прикладных методов и методик психодиагностики, кроме того теоретические знания о возникновении, формировании и динамике психологических качеств, необходимы для грамотной интерпретации получаемых данных, понимания границ применимости диагностических инструментов.
Для обеспечения достоверности знаний, получаемых в теоретических исследованиях и концепций, которые выстраиваются на их основании, в психодиагностике как науке применяются общепсихологические принципы.
Во-первых, это принцип отражения, согласно которому корректная регуляция поведения личности возможна лишь при адекватном отражении внешнего мира.
Во-вторых, принцип развития, который выражается в необходимости изучения психики и отдельных ее свойств с учетом всего процесса их развития в течении жизнедеятельности индивида.
В-третьих, принцип единства сознания и деятельности, который гласит, что психика не только проявляется, но и формируется в деятельности. Соответственно изучая деятельность личности, например, такую как выполнение тестовых заданий, можно судить о ее психике.
В-четвертых, это личностный принцип, подразумевающий комплексный подход к изучению личности и отдельных ее качеств, так как последние существуют не изолировано, а включены в систему тесных взаимосвязей с другими качествами, и вместе составляют целостную личность.
Использование данных принципов позволяет не только разрабатывать валидный и надежный диагностический инструментарий, но и эффективно применять его при решении прикладных задач. В качестве основных практических вопросов, на которые направлена психодиагностика, можно выделить следующие задачи:
В первую очередь можно выделить общую и специальную психодиагностику. Общая психодиагностика направлена на выявление достаточно универсальных психологических свойств и качеств, которые присущи подавляющему большинству респондентов и может применяться без наличия каких-либо специальных условий.
Специальная психодиагностика, напротив, ставит перед собой задачу выявление особенных свойств, качеств и состояний психики, либо исследование личности, которая находится в специальных условиях, под воздействием специфических факторов, например, таких, как наличие соматического или психического заболевания, прием психоактивных веществ, наличие дефектов развития.
Арсенал психодиагностических методик, с помощью которых решаются задачи, как общей, так и специальной психодиагностики, также можно классифицировать на несколько видов в зависимости применяемого подхода: