Основные операции мышления


Основные операции мышления

Понятие мышления

Определение 1

Мышление – социально обусловленный неразрывно связанный с речью психический процесс поиска и открытия существенного нового. Процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.

Мышление представляет собой процесс опосредованного познания окружающего мира, выявления существенных свойств объектов и взаимосвязей между ними, обобщения самих объектов в классы и структуры. Благодаря гибкой структуре и богатому арсеналу операций мышление позволяет по-разному подходить к проблемной ситуации и заполнять пробелы незнания, что позволяет выстроить оптимальную схему действий – решение той или иной задачи. Также мышление позволяет получать и объективно новое знание на основе переоценки уже известных фактов.

В настоящее время исследования мышления ведутся на двух уровнях – операциональном и процессуальном. Операциональный уровень предполагает понимание мышления как деятельности, состоящей из ряда логически связанных между собой блоков, которые обуславливают движение мысли от возникновения проблемной ситуации, задачи, мотива мышления, к его разрешению и получению конечного результата – цели.

Центральным моментом изучения в мышлении как деятельности являются операции, специфические приемы мыслительной деятельности, с помощью которых осуществляется поиск решения и получение результата. Несмотря на определенные различия в выделении тех или иных операций и их свойств, большинство исследователей сходятся во мнении, что операции заимствуются в мышление из практической деятельности, путем копирования или интериоризации.

В качестве исходной может рассматриваться как манипулятивная, ручная деятельность, так и речевые средства. Манипулятивная деятельность оперирует с реальными предметами и их образами, она ложится в основу наглядно-действенного и образного вида мышления. Речь выступает инструментом опосредования реального мира, она содержит абстрактные и отвлеченные понятия, обобщает смыслы явлений и процессов и выступает как база для формирования словено-логической формы мышления.

Операциональная теория Ж. Пиаже

В своей теории Жан Пиаже рассматривал развитие психики ребенка через призму формирования интеллекта, как центрального психического свойства. Интеллект, как способность к познанию окружающего мира, посредством специальных действий, в понимании Пиаже в значительной степени совпадает с категорией мышления.

Центральное место в развитии интеллекта Ж. Пиаже отводится складываю операций, как структур мыслительных действий, которые постепенно усваиваются ребенком из практической деятельность при многократном ее повторении в разнообразных условиях. За время овладения и отработки практического навыка в мышлении ребенка складывается его обобщенная схема, в которой сохраняется только последовательность основных актов и конечный итог деятельности. Однако несмотря на то, что операция берет свой исток в действии, она не сводится к нему, а должна быть интегрирована и скоординирована с другими операциями в целостную систему.

Пиаже выделяет следующие характеристики операции:

  1. Операция представляет собой умственное действие, однако ее источник всегда действие физическое.
  2. Операции могут быть сформированы на основании действий перестановки, комбинирования, упорядочивания, или разделения предметов, т.е. наиболее общих действий.
  3. Операция может существовать только внутри группировки операций, которая может быть подвергнута анализу.
  4. Существуют определенные условия выполнения операции – это композиция, т.е. результат операции всегда является элементом той же системы, что и исходные элементы, ассоциативность, последовательные операции могут выполняться в любом порядке, тождество, существует тождественный элемент системы, который не влияет на другие ее элементы, и обратимость, которая заключается в существовании взаимообратимых элементов, т.е. способных переходить друг в друга посредством парных операций.

Процессы и операции мышления

На уровне мышления как деятельности, могут рассматриваться в качестве операций процессы мышления. Несмотря на схожее содержание, в качестве операций, процессы становятся конечными, отделенными друг от друга мыслительными действиями, каждое из которых преследует определенную цель и имеет прогнозируемый итог.

Основные операции:

  1. анализ,
  2. синтез,
  3. обобщение,
  4. абстрагирование.
Определение 2

Анализ – это мысленное или практическое расчленение объекта мышления на отдельные его компоненты.

Анализ направлен прежде всего на выявление структуры исследуемого объекта, а также взаимосвязей между всеми его элементами. Кроме того, анализ позволяет облегчить процесс решения задачи перейдя от большого синкретического образа, к его составным, более мелким и доступным для понимания частям, с которыми проще осуществлять как мыслительные, так и практические операции.

Определение 3

Синтез – это мысленное или практическое объединение составных частей объекта исследования в единое целое.

Синтез представляет собой парную операцию к анализу. Синтез может выступать как самостоятельная операция, когда исследователь имеет дело с набором отдельных элементов, признаков исходя из которых он должен построить индуктивный вывод, гипотезу. Однако чаще синтез следует за анализом, восстанавливая целостное понимание расчлененного объекта, однако уже на качественно-новом уровне с учетом выявленных в ходе анализа взаимоотношений между его частями.

Пример 1

Примером индуктивного синтеза может служить деятельность следователя, когда по отдельным уликам восстанавливается картина преступления, а по отдельным симптомам врач ставит диагноз о заболевании. Взаимодействие анализа и синтеза раскрывается через разницу в представлении картины при ее самостоятельном восприятии и после раскрытия ее художественного замысла экскурсоводом.

Обобщение заключается в выделении общих, а потому существенных свойств между объектами. Абстрагирование позволяет выделить существенные свойства одного объекта, при одновременном игнорировании его несущественных, с точки зрения решаемой задачи, составляющих.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :