Высшие психические функции (ВПФ) – это социально-обусловленные, сформированные в ходе развития и социализации личности психические процессы, опосредованные при помощи языка (знака) и произвольные по своему характеру.
Понятие ВПФ было введено в психологию Л.С. Выготским в рамках культурно-исторической теории и развивалось его учениками. Основываясь на положения марксистской теории о том, что движущей силой развития человеческой цивилизации выступают орудия труда, средства производства, с помощью которых человек преобразует окружающий мир, Выготский выдвинул предположение, что человек точно также преобразует мир собственной психики с помощью психического орудия – знака.
Знак, слово, выступает не только способом обозначения объектов и явлений окружающего мира, но и носителем культурной информации, смыслов, а также инструментом преобразования психологической реальности. С помощью знака человек получил возможность манипулировать объектами, не опираясь на непосредственное, чувственное взаимодействие с ними, возможность создания отвлеченных абстрактных понятий, не представленных в реальности.
Благодаря знаку ряд психических функций, которые Выготский обозначает как натуральные или естественные, например, механическая и образная память, предметно-действенное и образное мышление, непосредственное восприятие и т.д., получили свое дальнейшее развитие образовав высшие психические функции, сделав знак инструментом собственной работы. Основные свойства ВПФ:
Высшие психические функции опосредованы с помощью речи, слова, которое выступает психическим орудием, посредством которого преобразуются входящие стимулы, окружающий мир, а также реакция человека на него, его мотивы и цели деятельности. В следствии опосредованности ВПФ всегда осознанны, так как требуют внутренней психической деятельности для преобразования непосредственных переживаний, что также обуславливает их произвольность, как осознанную направленность на определенный результат и как потребность в приложении волевых усилий, для их осуществления.
ВПФ по своему происхождению тесно связаны с социумом, с усвоением культурно-исторического опыта, т.е. обобщенного опыта переживания той социальной среды в которой формируется личность. При этом они представляют собой системные образования, которые базируются на деятельности функциональных систем и работе ЦНС, объединены взаимосвязями между собой и натуральными функциями.
Если формирование натуральных психических функций заложено в естественных процессах развития и созревания мозговых структур, то складывание ВПФ представляет собой качественно более сложный процесс.
Развитие ВПФ возможно только в том случае, когда ребенок находится внутри социальной среды и активно взаимодействует с ней, при этом освоение самого механизма формирования высших психических функций начинается с первых месяцев жизни младенца.
Это происходит благодаря тому, что взрослые, в первую очередь родители, воспринимают случайные, неосознанные и непроизвольные реакции ребенка, как целенаправленные, приписывают им определенную мотивацию и реагирую соответствующим образом. Например, дают ребенку погремушку, на которой он сфокусировал взгляд или в направлении которой вытянул руку. Подобная реакция в свою очередь со временем приводит к формированию устойчивой связи между определенным действием и реакцией, что обеспечивает появление специальных форм взаимодействия ребенка и социума, знаков в отношении окружения, с помощью которых ребенок выражает и удовлетворяет собственные потребности.
Позднее из действий для других, эти сигналы становятся действиями для себя, переходят на внутренний психический план, становятся осознанными и осмысленными, формируются ВПФ. Данный процесс перехода содержания из внешнего во внутреннее, из деятельности в психические процессы и операции, получил название интериоризации.
Основные законы развития ВПФ:
С морфологической точки зрения ВПФ функционируют на основе коры больших полушарий головного мозга и подкорковых структур. При этом подкорковые структуры выполняют роль энергетического блока, при помощи ретикулярной формации, они задают нужный уровень тонуса и избирательной активности определенных центров корковых структур.
На уровне коры деятельность ВПФ осуществляется путем складывания функциональных систем – динамических объединений анатомических и физиологических образований, которые направлены на достижение конкретного приспособительного эффекта. Т.е. кора не работает постоянно вся целиком, включают те или иные ее центры в зависимости от характеристики стоящей перед организмом задачи и путей ее решения.
Функциональные системы являются гибкими образованиями, которые способны включать и выключать из своего состава самые разные анатомические структуры, а также корректировать процесс собственной деятельности за счет реализации акцептора результата действия, который предполагает сличение промежуточных результатов с конечной целью и коррекцию программы действий.
Реализация ВПФ осуществляет путем одновременного функционирования нескольких функциональных систем, направленных на удовлетворение запросов внешней или внутренней деятельности человека. Наиболее часто при этом задействуются морфологические структуры лобных долей, перцептивных и моторных зон в коре больших полушарий, речевых центров, а также таких подкорковых структур как таламус, гипоталамус, стволовые образования.