Понятие воли является одним из проблемных вопросов в современной психологической науке.
Несмотря на достаточно долгую историю его рассмотрения, первые представления о воле были заложены еще древнегреческими философами, единого подхода или понимания феномена воли так и не было сформировано. В тоже время понятие воли неразрывно связано с вопросами самоконтроля, самоэффективности, регуляции поведения и психической деятельности, что делает его изучение одним из актуальных и социально-значимых задач для современных исследователей.
Современные зарубежные подходы к пониманию воли, как правило, связывают ее с процессами саморегуляции и самоконтроля. В концепциях Р. Баумейстера, Дж. Берри и Зиммермана воля представляется как некий ресурс, благодаря которому личность способна эффективно управлять собой, сдерживать импульсивное поведение и противостоять неблагоприятным внутренним порывам и потребностям, например, таким, как зависимости. Р. Баумейстером проводится прямая аналогия между силой воли и мышечной силой, согласно которой волю можно и нужно развивать, что позволит повысить качество жизни личности, степень ее самоуправления и эффективности. При этом воля также поддается истощению и нуждается в отдыхе и восстановлении.
Воля как функция «Я», проявление самости личности, субъективного характера инициации и осуществления деятельности, рассматривается в концепции Р. Ассаджиоли. Данным автором выделяет ряд этапов развертывания воли:
Схожий взгляд на понимание воли присутствует в работах М. Халлет.
Воля предстает как единый источник психической активности человека, его способность к свершению самостоятельных поступков вне зависимости от обстоятельств внешней и внутренней среды.
При этом автор отрицает понятие свободной воли, с его точки зрения субъективное переживание от принятия решение возникает в сознании человека уже после того, как решение было принято на уровне нейронных структур, и таким образом ощущение выбора представляет собой не более чем иллюзию. Вместе с тем, несмотря на то, что принятие решения осуществляется на основании анализа целей, условий деятельности, прошлого опыта человека, его знаний о ситуации, мировоззрения и направленности, это не делает его рабом обстоятельств и не лишает ответственности за осуществленное в итоге решение.
В рамках отечественных психологических школ воля рассматривалась в первую очередь с позиций деятельностного подхода. А.Ф. Лазурский, С.Л. Рубинштейн, В.И. Селиванов, В.Е. Дружинин связывают формирование и проявление воли с трудом и деятельностью личности. Воля реализуется на всех этапах деятельности от принятия решения, до осуществления деятельности и достижения цели. Одной из важнейших функций воли при этом становится торможение, сдерживание непосредственных, аффективных порывов личности, противопоставляется друг другу волевая и импульсивная, ненамеренная деятельность, подчиненная сиюминутным желаниям.
Воля играет важную роль в преодолении внутренних противоречий, разрешении борьбы мотивов и выборе именно тех тенденций, которые на данный момент наиболее удовлетворяют интересам личности. Воля выступает необходимым качеством для совладания с препятствиями, это своеобразная система самомотивации, которая позволяет сфокусировать усилия на выполнении конкретной деятельности, для благополучного ее осуществления.
Недостаточность или расстройство воли напротив, приводит к переживанию непреодолимости возникших препятствий, подчинения деятельности аффективным порывам, развитию импульсивных влечений, например, пиромании или клептомании.
Оригинальная концепция понимания воли была предложена М.Я. Басовым, который утверждает, что воля, как и внимание, это способ организации деятельности, который не имеет собственного содержание, каких-либо специальных механизмов.
Воля проявляется в рамках других психических процессов, наделяя их свойством произвольности, целенаправленного, осознанного осуществления. Воля активизируется в тех случаях, когда непосредственных связей между обстоятельствами среды и деятельностью становится недостаточно, требуется более высокий уровень детерминации.
М.Я. Басов выделял четыре основных направления волевой регуляции:
Понятия воли и мотивации находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом, так как области их применимости крайне близки – это инициация и регуляция человеческой деятельности и поведения. Они могут рассматриваться как самостоятельные, четко разграниченные понятия, либо включаться – одно в состав другого.
Х. Хекхаузеном была предложена модель «Рубикон» позволяющая значительно отделить процессы воли и мотивации. Согласно его модели мотивация участвует в создании интенции, намерения, на основании ожиданий и потребностей личности, а воля участвует в осуществлении деятельности по достижению необходимого результата.
С точки зрения Х. Хекхаузена существуют мотивационное и волевое состояние сознания, которые различаются как схемами взаимодействия с памятью и прошлым опытом, так и восприятием новой информации. В частности, мотивационное состояние менее критично к новой информации, ориентировано на широкое потребление стимулов из среды, что позволяет более полно представить картину о текущем положении личности, в то время как волевое отсекает ненужную информацию, не связанную с осуществлением деятельности и по достижению цели.